Грибоедов, Горе от ума. На чем по­строена пьеса — на столкновении ума и глупости или на столкновении разных типов ума?

Грибоедов назвал свою пьесу сначала «Горе уму», а затем изменил название на «Горе от ума». Какой новый смысл появился в окончательном ва­рианте по сравнению с первоначальным?

Первоначальное название комедии ут­верждало несчастливость носителя ума, умного человека. В окончательном ва­рианте указывается на причины возник­новения горя, и тем самым в названии сконцентрировалась философская направ­ленность комедии, читатель и зритель на­страивается при этом на восприятие проб­лем, которые всегда встают перед мысля­щим человеком.

Это могут быть и соци­ально-исторические проблемы сегодняш­него дня либо «вечные», нравственные.

Тема ума лежит в основе конфликта коме­дии и проходит сквозной линией через все четыре ее действия.

Грибоедов писал Катенину: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Как решается проблема ума в комедии? На чем по­строена пьеса — на столкновении ума и глупости или на столкновении разных типов ума?

Конфликт комедии основан на столкно­вении не ума и глупости, а разных типов ума. И Фамусов, и Хлестова, и другие персонажи комедии вовсе не глупы. Дале­ко не глуп Молчалин,

хотя таковым его считает Чацкий. Но они обладают умом практическим, житейским, изворотли­вым, т. е. закрытым.

Чацкий — человек открытого ума, нового склада ума, ищуще­го, беспокойного, творческого, лишенного какой-либо практической сметливости.

Найдите в тексте цитаты, характеризующие ге­роев пьесы.

О Фамусове: «Брюзглив, неугомонен, скор…», «Подписано, так с плеч долой!», «…у нас уж исстари ведется, \ Что по от­цу и сыну честь», «Как станешь представ­лять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку» и т. д.

О Чацком: «Кто так чувствителен, и ве­сел, и остер, \ Как Александр Андреич Чацкий!», «Он славно пишет, переводит», «И дым отечества нам сладок и приятен», «Чтоб истребил Господь нечистый этот дух \ Пустого, рабского, слепого подража­нья…», «Попробуй о властях, и нивесть что наскажет. \ Чуть низко поклонись, согнись — ка кто кольцом, \ Хоть пред монаршиим лицом, \ Так назовет он подлецом!..».

О Молчалине: «Молчалины блаженст­вуют на свете», «Вот он на цыпочках и не­богат словами», «Умеренность и аккурат­ность», «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «Услужник знамени­тый… как громовой отвод», «Молчалин! Кто другой так мирно все уладит! \ Там моську вовремя погладит, \ Тут впору кар­точку вотрет…».

Познакомьтесь с различными оценками обра­за Чацкого. Пушкин: «Первый признак умного чело­века — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» Гонча­ров: «Чацкий положительно умен. Речь его кипит остроумием…» Катенин: «Чацкий — главное лицо… он говорит много, бранит все и проповедует некста­ти». Почему столь по-разному писатели и критики оценивают этот образ?

Совпадает ли ваш взгляд на Чацкого с приведенными мнениями?

Причина в сложности и многоплановос­ти комедии. Пушкину привез рукопись грибоедовской пьесы И. И. Пущин в Ми­хайловское, и это было первое знакомство с произведением, к тому времени эстети­ческие позиции обоих поэтов разошлись. Пушкин уже считал нецелесообразным открытый конфликт личности и общест­ва, но тем не менее он признавал, что «драматического писателя должно су­дить по законам, им самим над собою при­знанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова».

Впоследствии «Горе от ума» войдет в творчество Пушкина скрытыми и явными цитатами.

Упреки Чацкому в многословии и про­поведовании некстати можно объяснить теми задачами, которые ставили перед со­бой декабристы: в любой аудитории вы­сказывать свои позиции. Они отличались прямотой и резкостью суждений, безапел­ляционностью своих приговоров, не учи­тывая светских норм, называли вещи своими именами. Тем самым в образе Чацкого писатель отразил типичные чер­ты героя своего времени, передового чело­века 20-х годов XIX века.

Согласие вызывает высказывание И. А. Гончарова в статье, написанной спус­тя полвека после создания комедии, когда основное внимание было уделено эстети­ческой оценке художественного произве­дения.

Прочитайте критический этюд И. А. Гончаро­ва «Мильон терзаний». Ответьте на вопрос: «Поче­му Чацкие живут и не переводятся в обществе»?

Состояние, обозначенное в комедии как «ум с сердцем не в ладу», свойственно в лю­бые времена мыслящему русскому чело­веку. Неудовлетворенность и сомнения, стремление утвердить передовые взгляды, выступить против несправедливости, кос­ности общественных устоев, найти отве­ты на актуальные духовно-нравственные проблемы создают условия для развития характеров людей типа Чацкого во все времена.




Грибоедов, Горе от ума. На чем по­строена пьеса — на столкновении ума и глупости или на столкновении разных типов ума?