Григорий Сковорода — Пчела и Шершень

Реализм XX века, в отличие от реализма XIX века, не противостоит другим литературным направлениям, а взаимодействует с ними. Как правило, в наилучших произведениях нынешнего столетия сосуществуют и взаимопроникают элементы реализма и модернизма так, что бывает достаточно трудно провести четкие пределы между ними. В частности, «столбы» модернистской литературы Франц Кафка и Марсель Пруст некоторыми исследователями засчитываются к реалистам, а творчество Вильяма Фолкнера, Эрнеста Хемингуэя, Томаса Манна, Николая Кулиша, рассматривается

кое в чем как модернистское.

Своеобразным «пограничьем» реализма и модернизма является творчество Гессе и В. Набокова, Т. Вильямса и Е. Олби, А. Мердок и В. Голдинга, Б. Брехта и Гарсиа Маркеса. Реалисты XX века охотно используют модернистские приемы, широко пользуются условными средствами и прибегают к мифологическим образам. Творческое взаимодействие реалистичных и «нереалистичных» элементов и форм — один из главных признаков литературного развития XX века.

Шершень спросил у Пчелы, почему она такая глупая. Ведь, хорошо зная, что плоды ее труда более полезны для людей, чем для нее самой, и к тому же часто

ей вредят, принося вместо награды смерть, Пчела не перестает делать глупость — собирает мед. Пчела ответила своему советнику, что дурак он сам.

Мед по нраву и медведю, да и Шершни нечестно его достают. Пчелы, если бы захотели, также могли бы по-злодейски добывать мед, когда бы только есть любили. Но для них несравненно большее наслаждение собирать мед, чем потреблять. Для этого они рождены на свет и будут делать так, пока не умрут. А без сего жить, даже купаясь у меда, для них — самая «свирепая смерть».

Мораль. Шершень — обобщенный образ людей, которые живут грабежом других и созданы лишь для того, чтобы есть и пить. Пчела же — мудрый человек, который трудится в «сродном деле», то есть по своему призванию.

Немало Шершней бессмысленно говорят: зачем, например, студенту учиться, если ничего за это не имеют. Они не понимают, что дело, которое приходится по душе, дает наибольшее удовлетворение. По естественным законам живут животные и самые мудрые из людей.

Нет большей радости, как «жить по натуре». Это означает не удовлетворение низких потребностей и скотской похоти, а выполнение своего естественного назначения, в жизни. Именно о такой близости к природе сказал древнегреческий философ Эпикур: «Благодарность большая блаженной натуре за то, что нужное сделала нетяжелым, а тяжелое ненужным».

Придерживаться таких правил в жизни — значит угодить Богу, потому что «все в нем и он во всем».




Григорий Сковорода — Пчела и Шершень