Громада-любовь и Громада-ненависть в лирике Маяковского

В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед со­бой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному пере­устройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», — писал поэт. Но он никогда не чуждался лирической темы любви.

Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно тра­гическое звучание этой темы. В поэме «Человек» — страдания человека, пережив­шего неразделенную любовь.

«И только Боль моя Острей — Стою, Огнем обвит, На несгорающем костре Немыслимой

любви».

Во всех стихотворениях Маяковский выступает как существо страдающее, моля­щее о любви, Но уже в поэме «Облако в штанах» вечная тема любви выражается яростно, страстно. «Громада-любовь», «громада-ненависть». В «Об­лаке» крик «долой вашу любовь!» сливается с криками «долой ваше искусство!», «до­лой ваш строй!», «долой вашу религию!» Идея поэмы, ее пафос — в безоговорочном отрицании буржуазных отношений, в чем бы они ни проявлялись, и в утверждении ве­личия человека, мечты о всечеловеческом счастье.

В 1922 — начале 1923 года он написал и опубликовал две поэмы о любви:

«Люблю» и «Про это». Поэта обвиняли в двойственности, в непоследовательно­сти. Ведь еще недавно, в «Приказе № 2 по армии искусств» он сам издевался над «любовными лириками».

«Кому это интересно, Что — «Ах, вот бедненький! Как он любил И каким он был несчастным»?

Он издевался над теми, кто «выпячивают, рифмами пиликая, из любвей и Соловьев какое-то варево». Однако при всем этом он боролся не против самой темы любви в поэзии, а против опошления этой темы, против превращения ее в средство только личных переживаний.

Его лирика, в том числе любовная лирика, не представляет чего-то обособ­ленного от всего, что писал поэт. Она так же, как и его поэтическая публицисти­ка, сатира, насыщена социальным, политическим содержанием. У Маяковского появление той или иной темы всегда было отражением жизненной необходимо­сти, общественной потребности. Именно так возникла у него тема поэмы «Люб­лю».

Революция, в корне изменившая общественные отношения между людьми, подсказывала необходимость переустройства и личных отношений. Поэт осужда­ет отношения любви, установившиеся в обывательской среде, где «между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва» и где «любовь поцветет, поцветет и скукожится». Он противопоставляет ей любовь своего серд­ца. Его любовь иная: она огромна, сильна, нерушима.

Конец поэмы звучит тор­жественным гимном искренности, глубине и постоянству любовного чувства.

«Не смоют любовь Ни ссоры, Ни версты. Продумана, Выверена, Проверена. Подъемля торжественно стих строкоперстый, Клянусь — Люблю…»

Содержание поэмы, основанное на возвеличивании любви, было продиктова­но не только мотивами общественного характера, но и личными мотивами. Это соединение личного и общественного проявилось и в поэме «Про это». Основной конфликт в поэме между лирическим героем, борющимся за новые отношения в общественной и личной жизни, и миром лицемерства, окопавшегося в быту. Про­исходит столкновение «любви-громады» нового человека с «цыплячьей любовью» мещанина:

«Так что ж? Любовь заменяется чаем? Любовь заменяется штопкой носков?»

Трагедия в том, что любимая женщина оказалась в мире мещанства. Сталки­ваются два мира. Переживания поэта носят интимный характер: «В постели она. Она лежит».

Единственная связь — телефон. Добела раскаленный аппарат под­черкивает остроту переживаний поэта. В поэме не исключается возможность вза­имной любви, нужно только укоротить свою «громаду-любовь», стать мещани­ном «пролезть петушком в их быт, в их семейное счастье».

Но это означало бы задушить в себе человека, капитулировать перед карликом-мещанином. Страст­но и гневно звучат слова:

«…не приемлю, Ненавижу это Все. Все, Что в нас Ушедшим рабьим вбито, Все, Что мелочинным роем Оседало И осело бытом Даже в нашем Краснофлагом быте».

Человек, ломавший прогнивший мир, поверивший в осуществление цели: «Чтоб вся первый крик: «Товарищ!» — оборачивалась земля!» — не мог ми­риться ни с чем, что грозило возвращением в прошлое.

Два письма — «Татьяне Яковлевой» и «Товарищу Кострову из Парижа о сущ­ности любви». В личном конфликте раскрыты черты человека-гражданина и пат­риота. Любовь — это титаническое напряжение сил, в котором соперником явля­ется сам Коперник.

«Любовь — это жизнь», — говорил Маяковский. Любовь рождает поэтиче­ское слово, она активна. Любить — значит уметь ненавидеть все, что мешает вос­принимать мир как счастье.

«Нам любовь Не рай да кущи, Нам Любовь Гудит про то, Что опять В работу пущен Сердца Выстывший мотор».

«Всю жизнь меня сопровождал голос человека, раненного любовью, — любо­вью нежной и требовательной ко всем людям, ко всему человечеству», — вспоминал К. Федин о Маяковском.




Громада-любовь и Громада-ненависть в лирике Маяковского