Громада-любовь и Громада-ненависть в лирике Маяковского
В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед собой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному переустройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», — писал поэт. Но он никогда не чуждался лирической темы любви.
Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно трагическое звучание этой темы. В поэме «Человек» — страдания человека, пережившего неразделенную любовь.
«И только Боль моя Острей — Стою, Огнем обвит, На несгорающем костре Немыслимой
Во всех стихотворениях Маяковский выступает как существо страдающее, молящее о любви, Но уже в поэме «Облако в штанах» вечная тема любви выражается яростно, страстно. «Громада-любовь», «громада-ненависть». В «Облаке» крик «долой вашу любовь!» сливается с криками «долой ваше искусство!», «долой ваш строй!», «долой вашу религию!» Идея поэмы, ее пафос — в безоговорочном отрицании буржуазных отношений, в чем бы они ни проявлялись, и в утверждении величия человека, мечты о всечеловеческом счастье.
В 1922 — начале 1923 года он написал и опубликовал две поэмы о любви:
«Кому это интересно, Что — «Ах, вот бедненький! Как он любил И каким он был несчастным»?
Он издевался над теми, кто «выпячивают, рифмами пиликая, из любвей и Соловьев какое-то варево». Однако при всем этом он боролся не против самой темы любви в поэзии, а против опошления этой темы, против превращения ее в средство только личных переживаний.
Его лирика, в том числе любовная лирика, не представляет чего-то обособленного от всего, что писал поэт. Она так же, как и его поэтическая публицистика, сатира, насыщена социальным, политическим содержанием. У Маяковского появление той или иной темы всегда было отражением жизненной необходимости, общественной потребности. Именно так возникла у него тема поэмы «Люблю».
Революция, в корне изменившая общественные отношения между людьми, подсказывала необходимость переустройства и личных отношений. Поэт осуждает отношения любви, установившиеся в обывательской среде, где «между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва» и где «любовь поцветет, поцветет и скукожится». Он противопоставляет ей любовь своего сердца. Его любовь иная: она огромна, сильна, нерушима.
Конец поэмы звучит торжественным гимном искренности, глубине и постоянству любовного чувства.
«Не смоют любовь Ни ссоры, Ни версты. Продумана, Выверена, Проверена. Подъемля торжественно стих строкоперстый, Клянусь — Люблю…»
Содержание поэмы, основанное на возвеличивании любви, было продиктовано не только мотивами общественного характера, но и личными мотивами. Это соединение личного и общественного проявилось и в поэме «Про это». Основной конфликт в поэме между лирическим героем, борющимся за новые отношения в общественной и личной жизни, и миром лицемерства, окопавшегося в быту. Происходит столкновение «любви-громады» нового человека с «цыплячьей любовью» мещанина:
«Так что ж? Любовь заменяется чаем? Любовь заменяется штопкой носков?»
Трагедия в том, что любимая женщина оказалась в мире мещанства. Сталкиваются два мира. Переживания поэта носят интимный характер: «В постели она. Она лежит».
Единственная связь — телефон. Добела раскаленный аппарат подчеркивает остроту переживаний поэта. В поэме не исключается возможность взаимной любви, нужно только укоротить свою «громаду-любовь», стать мещанином «пролезть петушком в их быт, в их семейное счастье».
Но это означало бы задушить в себе человека, капитулировать перед карликом-мещанином. Страстно и гневно звучат слова:
«…не приемлю, Ненавижу это Все. Все, Что в нас Ушедшим рабьим вбито, Все, Что мелочинным роем Оседало И осело бытом Даже в нашем Краснофлагом быте».
Человек, ломавший прогнивший мир, поверивший в осуществление цели: «Чтоб вся первый крик: «Товарищ!» — оборачивалась земля!» — не мог мириться ни с чем, что грозило возвращением в прошлое.
Два письма — «Татьяне Яковлевой» и «Товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». В личном конфликте раскрыты черты человека-гражданина и патриота. Любовь — это титаническое напряжение сил, в котором соперником является сам Коперник.
«Любовь — это жизнь», — говорил Маяковский. Любовь рождает поэтическое слово, она активна. Любить — значит уметь ненавидеть все, что мешает воспринимать мир как счастье.
«Нам любовь Не рай да кущи, Нам Любовь Гудит про то, Что опять В работу пущен Сердца Выстывший мотор».
«Всю жизнь меня сопровождал голос человека, раненного любовью, — любовью нежной и требовательной ко всем людям, ко всему человечеству», — вспоминал К. Федин о Маяковском.
Громада-любовь и Громада-ненависть в лирике Маяковского