ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Г. Сервантес «Дон Кихот» и В. Шекспир «Ромео и Джульетта». Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI столетие. Это было время, когда народ начал выступать против феодалов, стремясь получить свободу, время роста больших городов и зарождение буржуазии, время оживления торговли и далеких странствий, которые требовали от людей смелости и дерзаний. Сложились новые взгляды на смысл бытия: появилось убеждение, которое наибольшую ценность на Земле представляет человек. Гуманисты — писатели и художники — изучали
Подтверждение своим идеям они нашли в античном искусстве, которое изображало сильный и прекрасный человека. Таким образом, гуманисты возродили античные традиции. Отсюда и название эпохи — Возрождение. Помню, еще к знакомству с » Дон-Кихотом» М. Сервантеса, ко мне случайно попала статья русского художника Саввы Бродского, который иллюстрировал известный роман испанского писателя, «Страницы испанской тетради», а в ней — стих, понять смысл которого я смогла только после прочтения самого произведения Сервантеса:
Мигеля мать щедрая была; С им вместе
Другой родился карапузом, Румяный, толстый, с круглым пузом. Сметлив, хитер, картошкой нос, Курчавой бородой оброс. Один в доспехах и в седле, Другой с котомкой на осел.
Один бесстрашно рвется в бой, Дрожит вот трусости другой.
Конечно ж, это — о героях романа Г. Сервантеса: Дон Кихота и Санчо Пансу. Портреты и черты их характеров невозможно спутать ни с какими другими персонажами. Произведение славный испанец наполнен духом эпохи Возрождения: «Друг, Санчо!
Пусть будет тебе известно, что волей неба я родился в наши жестокие пор, лишь бы воскресить золотую»,- раскрывает главный герой романа слуге смысл своих поступков. Под словом «золотой» он имеет на внимании рыцарские, по-настоящему достойные человека времена. Дон Кихот это справедливость, человечность, настоящее рыцарство — но живет в эпоху, когда все эти гуманистические ценности испытают осмеяния. Жизни оказывается совсем не таким, которым оно воображается Дон Кихоту, вот потому много какие благородные стремления героя помочь страдальцам приводят к прямо противоположным результатам. Но какое же привлекательное это его стремление к исправлению мира!
Дон Кихот борется не за собственные интересы — он захваченный идеей исправления истерзанной действительности. И в этом служении Добру он всегда активный, мужественный и бескорыстный.
Санчо Панса — так же, как и извне — полнейшая противоположность своему господину: он реально смотрит на жизнь, довольно меркантильный. Сытая жизнь — вот его идеал. Но, читая роман, мы видим, как Санчо Панса постепенно проникается стремлениями, энтузиазмом и благородством своего господина. И хотя Санчо темный, суеверный, главное, чем привлекает его фигура — это чуткость, человечность, желание служить добру:
Один витает в облаках, И пласт земной в его руках. Другой — тот ходит по земля И мыслит только в себя. Но им данная одна судьба Одна мечта, одна борьба.
За правду вечные борцы, Бессмертны эти близнецы.
Деятель английского Возрождения, В. Шекспир, тоже изображал человеческую личность, которая ступает к борьбе с феодальным миром. Его «Ромео и Джульетта» — виднейший гимн любви.. Их любовь — это не только страстное чувство, которое не признает никаких препятствий, но и, как всякая высокая любовь,- чувство, которые бесконечно обогащает душу.
Гуманисты Возрождения утверждали, что реальность — самый человек, а не ии прозвище или какой-либо искусственно наклеенный ярлык. В самый раз в самом человеке — ее положительные качества и недостатки, все же другое, включая семейные пересказы и родственные обязанности,- второстепенное. «Что есть Монтекки?» — размышляет тринадцатилетняя Джульетта, которая благодаря своему чувству, поднялась к пониманию важных, неминуемых истин.- Разве так зовуть Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?». Любовь Ромео и Джульєтти — неудержимое, чистое и героическое — длится лишь несколько дней. Власть и сила не на стороне влюбленных, а на стороне старых форм жизни, где судьбу человека обуславливают не чувство, а деньги, залог, фальшивые понятия о чести семьи.
Но, несмотря на то, что герои гибнут, в трагедии торжествуют свет и правда, добро и любовь.
В героях произведений Г. Сервантеса и В. Шекспира мы усматриваем черты, присущие эпохе Возрождения. Герои действуют в полном соответствии с собственными представлениями об истине, отвечая за каждый свой поступок, соответствующим образом реагируя на противодействие вражеского им мира. В борьбе за утверждение идеала жизни принуждает их одолевать множество препятствий.
Это люди деятельные и активные, что имеют гуманное мышление, а это уже черты новой, сравнительно с предыдущей эпохой, человека — истинного героя Возрождение.
ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ