Гуманизм в тупике

Г. Айх, В. Вейраух, К. Кролов и М. Л. Кашниц начали писать еще до или во время нацизма. Они продолжали традиции буржуазного гуманизма, который, однако, оставался идеалистическим постулатом. Свое неприятие общественного развития Германии они выражали не политическим, а моральным образом. Разработка опыта войны, показанного большей частью лишь в личном плане, завершилась.

Все чаще на передний план выступали черты фатальности бытия. Это изменило — как, например, у Айха, Кролова, а также у Вейрауха — форму поэтического изображения.

Вольфганг

Вейраух в своих стихах, прозе и радиопьесах выступал с требованием морального противодействия «падению человека» 27. Во многих стихотворениях сборника «Написано на стене» он стремился путем «отмены» научно-технического прогресса «восстановить для человека первозданную ситуацию», «вернуть ему непосредственность» 28.

Вольфганг Вейраух предостерегает от роковых последствий прогресса, которые он иногда связывает с некоторыми историческими датами и событиями. В стихотворении «Петь, чтобы не умереть» , как и в радиопьесах, он показывает опасность злоупотребления атомной энергией,

которое ставит под угрозу каждую человеческую жизнь. Эти опасения не дают поэту возможности разглядеть черты будущего.

К наиболее активным поэтам тех лет принадлежит и Карл Кролов. Во время войны он вместе с Г. Гауппом издал сборник стихотворений, лейтмотив которого — бегство в сомнительную идиллию. Опубликованные после войны сборники «Стихотворения» и «Тяжкая кара» отмечены знаком глубокого потрясения и самоисправления:

Где ты теперь? Какой нездешний мрак Сокрыл твои изломанные кости? Уродливое пугало, сорняк, Бесплотный дух, живущий на погосте.

В последующих сборниках стихов «Приметы мира» , «Ветер и время» , «Дни и ночи» , «Чужие тела» заметен все усиливающийся отход от социальной проблематики; Кролов все больше обращается к стихам о природе, к ландшафтной поэзии.




Гуманизм в тупике