Гуманизм в тупике
Г. Айх, В. Вейраух, К. Кролов и М. Л. Кашниц начали писать еще до или во время нацизма. Они продолжали традиции буржуазного гуманизма, который, однако, оставался идеалистическим постулатом. Свое неприятие общественного развития Германии они выражали не политическим, а моральным образом. Разработка опыта войны, показанного большей частью лишь в личном плане, завершилась.
Все чаще на передний план выступали черты фатальности бытия. Это изменило — как, например, у Айха, Кролова, а также у Вейрауха — форму поэтического изображения.
Вольфганг
Вольфганг Вейраух предостерегает от роковых последствий прогресса, которые он иногда связывает с некоторыми историческими датами и событиями. В стихотворении «Петь, чтобы не умереть» , как и в радиопьесах, он показывает опасность злоупотребления атомной энергией,
К наиболее активным поэтам тех лет принадлежит и Карл Кролов. Во время войны он вместе с Г. Гауппом издал сборник стихотворений, лейтмотив которого — бегство в сомнительную идиллию. Опубликованные после войны сборники «Стихотворения» и «Тяжкая кара» отмечены знаком глубокого потрясения и самоисправления:
Где ты теперь? Какой нездешний мрак Сокрыл твои изломанные кости? Уродливое пугало, сорняк, Бесплотный дух, живущий на погосте.
В последующих сборниках стихов «Приметы мира» , «Ветер и время» , «Дни и ночи» , «Чужие тела» заметен все усиливающийся отход от социальной проблематики; Кролов все больше обращается к стихам о природе, к ландшафтной поэзии.
Гуманизм в тупике