Гюнтер Грасс
Роман «Жестяной барабан» стал крупнейшим событием мирового значения в серьезной послевоенной литературе Германии. Его автор Гюнтер Грасс за прочтение двух глав из этого романа в 1958 году получил премию «Группы 47». По своему характеру эта книга — сатирическое жизнеописание, отображающее немецкое прошлое и современность Германии.
Главный герой романа, Оскар Матцерат, пациент лечебно-санаторного заведения. Незадолго до своего тридцатилетия он решил подвести итог своей жизни. Герой-рассказчик стоит в одном ряду с персонажами
Он принадлежит к тем «сверхчутким младенцам», чье духовное развитие завершилось в момент рождения. В возрасте трех лет он перестал расти, остался «трехлетним, но трижды умным». Со своей колокольни он наблюдает мещанскую повседневность и исторические события в «свободном государстве» Данциге — от зарождения фашизма до вступления советских войск. Оскар может вмешиваться в происходящее вокруг него своим жестяным барабаном и способностью криком разбивать стекла и превращать в настоящее эпизоды своего прошлого. При этом Грасс явно выступает на стороне аутсайдеров из простонародья.
Хотя
Свои антифашистские взгляды Грасс обосновывает главным образом эмоционально. Это происходит из-за социальной изолированности главного героя в силу его аномальности. Грасс изображает его судьей времен и миров, который стоит как бы в стороне от всего происходящего. Оскар, одна из фантастических фигур возмутителей времени, вершит суд над всем миром и лишь один видит в абсурдности и бессмысленности случайного закон развития.
Это примечательный эпический представитель нонконформизма.
В последующих произведениях, повести «Кошка и мышь» , романе «Собачьи годы» , Данциг — родной город писателя — также является основным местом действия, откуда сюжетные линии ведут в современную жизнь Германии.
В «Собачьих годах» Грасс, изображая мелкобуржуазный мир Данцига — он рассказывает о жизни собачьего «фюрера», — художественно более тесно связывает его с ходом истории. И развитие Германии в период реставрации показано более объемно и закономерно, хотя и здесь гротесковая деталь подчинена абсурдному ходу истории, так что едва ли можно заглянуть в суть политических и социальных противоречий.
Такая метаморфоза нонконформиста Гюнтера Грасса глубоко изменила и его литературное творчество. В романе «Под местным наркозом» — и в связанной с ним пьесе «Перед этим» — он обратился к событиям и проблемам оппозиционного студенческого движения.
В романе показан конфликт между штудиенратом Старушем, бывшим нонконформистом и идейным ниспровергателем, который, «ко всему привыкнув, стал умеренным», и учеником, полным желания перемен, напоминающим своему учителю о его собственном прошлом. По мере развития действия ученик убеждается в иллюзорности всех планов изменить мир и склоняется к прагматизму.
Повторяемость одного и того же положена в основу структуры романа; и вообще мировоззрение Грасса, начиная с этого романа, все сильнее выступает на первый план по сравнению с охватом реальной действительности. Такой взгляд на мир интерпретирует ход истории как абсурдную неизбежность и в качестве единственной возможности действовать выдвигает политический прагматизм, для которого все революционные социальные изменения представляются иллюзорными.
Гюнтер Грасс выступает и как поэт. Его ранние сборники стихов: «Преимущества воздушных кур» , «Рельсовый треугольник» , «Выспрошенный» — отличаются богатством фантазии и красотой поэтических образов. В своих стихах автор тоже стремится избавить «понятные вещи от всякой идеологии» 24.
В сборнике «Выспрошенный» он отходит от этого принципа, чтобы выступить против политизации поэзии, которая началась в эти годы.
Гюнтер Грасс