И. А. Крылов
Крылов по своим литературным взглядам принадлежал к старому классическому направлению, он был противником сентиментализма, противником Карамзина и одно время принимал участие в «Беседе любителей русского слова» Шишкова. Но в его баснях сильнее всего выступает и чувствуется реализм, который вместе с ясно-выраженным национальным характером является главной отличительной чертой его творчества. Иван Андреевич Крылов родился в 1768 году в Москве. Отец его был бедный армейский офицер, служивший сперва в Москве, затем в Оренбургском краю,
Родители его были честные, простые люди, детей своих, Ивана Андреевича и его младшего брата Льва, воспитывали на свободе. В детстве Иван Андреевич часто бегал по улицам, любил ходить на базар, вмешиваться в простонародную толпу; вот почему ему с ранних лет так хорошо был знаком народный язык, пословицы, поговорки, чисто народные обороты речи.
Мы очень мало знаем подробностей о биографии Крылова. У него был скрытный, замкнутый характер, он не любил рассказывать о своей жизни. Известно, что отец его во время усмирения Пугачевского бунта отличился при защите Яицкого города; имя его
Мать его, женщина совсем простая, но умная и энергичная, одна воспитывала двух мальчиков.
В 1782 году она переехала с ними в Петербург. Крылову было всего 14 лет, когда он поступил на службу в Казенную палату, где получал сначала 25 р. жалованья в год; он должен был помогать матери и маленькому брату, о котором всю жизнь заботился; брат его, Лев, нежно любил и уважал Ивана Андреевича, называл его «тятенькой». Нечего говорить, что при сложившихся обстоятельствах образование Иван Андреевич получил самое неудовлетворительное; одно время он учился в дворянском училище; затем, занимался вместе с детьми одного богатого знакомого, выучился французскому языку.
Впоследствии ему удалось, благодаря необыкновенному уму и настойчивости, пополнить свое образование чтением и изучением иностранных языков. Служа в Петербурге в Казенной палате, Крылову удавалось, несмотря на трудные обстоятельства, часто бывать в театре, которым он увлекался, удалось познакомиться с некоторыми актерами, между прочим с известным тогда трагиком Дмитриевским. Что давалось в те времена на Петербургской сцене?
Еще играли высокопарные ложно-классические трагедии Сумарокова; лучшими пьесами были «Мельник» Аблесимова, — «Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина.
Увлекаясь театром, Крылов решил сам испробовать свои силы в этой области и 16-ти лет написал комедию «Кофейница». Сюжет этой комедии был, вероятно, навеян одной статьей Новикова из журнала «Живописец»: «О кофегадательницах, столь много служащих к посрамлению человеческому». В своей комедии Крылов изображает молодую помещицу Новомодову, эгоистичную щелогиху, напоминающую Фонвизинскую Советницу, которая хочет продавать крестьян, чтобы покупать себе наряды; изображает хитрого и алчного приказчика, притесняющего крестьян.
Действующие лица встречаются у гадалки на кофейной гуще.
Недостатков в этом первом произведении Крылова много, язык куплетов, вставленных в комедию, тяжелый и неуклюжий, — но чувствуются определенно сатирические дарования автора, встречаются удачные народные выражения. Крылову удалось продать одному издателю свою комедию; на вырученные 60 р. он накупил себе книг, главным образом французских классиков. Ободренный этим успехом, он написал трагедию «Клеопатра», но Дмитриевский, благоволивший к Крылову, раскритиковал ее до такой степени, что молодой автор сам ее уничтожил.
В течение 4-х лет Крылов вместе с некоторыми другими писателями занялся журнальной деятельностью. Журналы его, «Почта Духов» и «Зритель», напоминают Новиковские и обличают те же общественные недостатки, которые осмеяны в «Живописце» и «Трутне».
В 1793 году Крылову пришлось прекратить журнальную деятельность из-за строгостей тогдашней цензуры. Мало что известно о жизни Крылова в течение последующих 11-ти лет. Он часто менял местожительства, служил то учителем, то секретарем в разных домах. Известно, что он увлекался азартной игрой в карты, ездил по разным городам и вел крупную игру; из-за этого у него бывали большие неприятности, так как он то выигрывал, то проигрывал; попавши как-то в компанию профессиональных шулеров, он даже имел столкновение с полицией.
Рассказывают, что выиграв однажды крупную сумму, Крылов дал себе слово больше не играть, — употребил деньги на оплату образования своего брата, и имел силу воли действительно навсегда прекратить азартную игру в карты.
Одно время он служил учителем в доме кн. Голицына. Известно, что он сочинил несколько небольших комедий для его домашних спектаклей и во время вечеров в доме Голицыных прекрасно играл на скрипке.
В 1806 году Крылов вернулся в Петербург; к этому периоду относятся его первые басни: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста». Крылов имел смелость явиться с этими баснями к старому писателю Дмитриеву, другу Карамзина, который написал ту же басню «Дуб и трость». Несмотря на это Дмитриев отдал справедливость своему сопернику, расхвалил его басню и сказал Крылову: «Это истинный Ваш род. Наконец-то Вы нашли его». Вскоре после этого появились две пьесы Крылова, «Модная лавка» и «Урок дочкам»; это лучшие из его комедий, в которых Крылов осмеивает подражание всему французскому, называя его «чужебесием».
Точно не установлено, к какому периоду жизни Крылова относится комедия «Лентяй», в, которой он очень удачно изображает тип барина-лентяя. В 1808 году кн.
Шаховской напечатал 17 басен Крылова в журнале, который издавали противники Карамзина. Это послужило началом известности Крылова. В том же году кн. Шаховской ввел его в литературный кружок Оленина, который оказал большое влияние на литературные взгляды баснописца. Оленин был известный петербургский меценат, человек очень культурный, всесторонне образованный, с тонким художественным вкусом.
Он был в дружественных отношениях с Державиным, Шишковым, Шаховским, но в то же время дружил и с Карамзиным и его последователями.
Оленин не принимал участия в борьбе «Беседы» и «Арзамаса», придерживаясь собственных, очень широких литературных взглядов. Он был большой знаток классической древности, и в его доме собирались писатели, сторонники чисто классического направления: Батюшков, Гнедич, Крылов, Озеров и другие. В 1809 году вышло первое собрание басен Крылова, разошедшееся с необычайной быстротой, доставившее ему скорую к громкую славу. За первым изданием последовало второе, третье, при жизни Крылова вышло 10 изданий, все более и более пополненных. Интересно отметить, что за 15 лет Крылов написал 140 басен, затем за 12 лет — 53 басни, а потом по 3 басни в год.
Когда в конце его жизни друзья упрекали его в том, что он не пишет, он отвечал со свойственным ему остроумием: «лучше, чтобы меня ругали за то, что я не пишу, чем за то, что я продолжаю писать». Через Оленина Крылов получил место в Императорской Публичной библиотеке, где он прослужил 30 лет, сначала помощником библиотекаря, затем библиотекарем.
Служба была покойная и хорошо оплачивалась. В 1838 году был торжественно отпразднован 50-летний юбилей Крылова. В 1842 году он вышел в отставку и жил на покое, обеспеченный значительной пенсией, назначенной ему Государем.
Умер Крылов в 1844 году, а в 1855 году в Петербурге, в Летнем Саду, среди площадки, где играют дети, ему был поставлен памятник работы скульптора барона Клодта. На подножии памятника изображены самые известные из его басен.
Литературная деятельность Крылова выразилась в комедиях, журналах и баснях. В комедиях его много недостатков, как по форме, так и по содержанию.
Они не сценичны, язык тяжел.
И. А. Крылов