И. С. Тургенев: сведения о жизни и творчестве писателя
Цель: продолжить знакомство с детством и юностью писателя и историей создания «Записок охотника»; формировать умение слушания и фиксации получаемой информации, а также ее анализа; развивать воображение; воспитывать любовь к русской природе. Оборудование: слайды с видами Спасского-Лутовиново, портрет писателя, раздаточный материал. Вся моя биография — в моих сочинениях… И. Тургенев ХОД УРОКА I.
Проверка домашнего задания II. Постановка целей и задач урока III.
Работа над темой урока 1. Ознакомление с планом «визитной карточки»
Детские годы будущего писателя прошли в родовом имении матери Спасское-Лутовиново Орловской губернии. Взаимоотношения в семье между родителями были сложными, и это, безусловно, отражалось на впечатлительном мальчике. Отец Тургенева — Сергей Николаевич — женился с единственной целью: поправить свое материальное положение, но делами семьи занимался мало. Мать будущего
Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по спасскому саду, общаться с людьми из народа.
Родители И. С. Тургенева понимали необходимость образования, и поэтому с детских лет он свободно владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении. В 1837 году Тургенев успешно закончил философский факультет Петербургского университета. Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский университет.
Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, в 1845 году Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности, и в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение — первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника». 3. Проверка выполненной работы и беседа — Расскажите о детстве и юности Тургенева. — Что в детстве повлияло на становление будущего писателя? — Как родители относились к образованию своего сына? Предварительно, перед рассказом учителя, можно предложить ребятам вспомнить, что они знают о жизни и творчестве Тургенева из 5 класса.
— Авт. Комментарий для учителя. Беседу можно заменить игрой «Верю — не верю».
Например, «Верите ли вы, что Тургенев учился за границей?», «Верите ли вы, что Тургенев владел украинским языком?
«, «Верите ли вы, что родители будущего писателя с особым вниманием относились к его образованию?», «Верите ли вы, что Тургенев и Лермонтов были современниками? «, «Верите ли вы, что рассказ «Муму» навеян впечатлениями от жизни в Спасском-Лутовиново?
» и т. д. 4. Литературный монтаж об истории создания «Записок охотника» 1-й учащийся. В 1845 году Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности. За 2 года до этого Иван Сергеевич знакомится с известным критиком В. Белинским, который и явился идейным вдохновителем будущего сборника «Записки охотника».
2-й учащийся. Летние месяцы Тургенев проводил в деревне, где все свободное время отдавал охоте. Охотники в силу особой странствующей сущности своего занятия отличались большой открытостью, чуткостью к красотам природы, вольным, независимым умом.
3-й учащийся.
Встречаясь с разными охотниками из народа, слушая их рассказы, Тургенев постепенно погружался в стихию народной жизни, у писателя начинал формироваться замысел будущего литературного произведения. 4-й учащийся.
Так, в 1847 году в журнале «Современник» был опубликован первый рассказ И. Тургенева «Хорь и Калиныч», положивший начало сборнику, названному писателем «Записки охотника».
Уже при жизни Ивана Сергеевича сборник стал очень популярным. 5. Практикум «В творческой лаборатории писателя» Задание: на основании содержания раздаточного материала сделать Вывод о Тургеневе как гениальном художнике слова-пейзажисте. Карточка № 1 «В начале августа жары часто стоят нестерпимые… Именно в такой день случилось мне быть на охоте. Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени…
Удушливый зной принудил меня, наконец, подумать о сбережении последних наших сил [охотника и собаки! — Авт.] и способностей. Кое-как дотащился я до речки Исты…, спустился с кручи и пошел по желтому и сырому песку в направлении ключа, известного во всем околотке под названием «Малиновой воды»… Дубовые кусты разрослись по окатам оврага; около родника зеленеет короткая, бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги. Я добрался до ключа» Карточка № 2 «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь…
Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению к Млечному Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…» Карточка № 3 «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук… Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке» Карточка № 4 «Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.
Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун» Комментарий для учителя. Учащиеся уже знакомы с теми функциями, которые выполняет пейзаж в литературном произведении. У Тургенева мы видим еще одну — наряду с известными: эстетическую, желание показать красоту окружающего нас мира. Благодаря внимательному взгляду писателя, мы видим его краски и слышим его звуки.
Предложите учащимся найти художественные средства языка, которые использует автор «Записок…», и обратите внимание ребят на способность Тургенева как пейзажиста тонко и образно давать описания неброской, неяркой и скромной русской природы. IV. Подведение итогов урока V. Домашнее задание Объяснить смысл эпиграфа к уроку в проекции на то, что учащиеся узнали о писателе в течение учебного занятия. Количество карточек зависит от времени, которое учитель готов потратить на поиски соответствующего материала из «Записок охотника».- Авт.
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
В письме А. П. Ефремову двадцатидвухлетний И. С. Тургенев рассказывает о своих первых впечатлениях о русской литературе, с которой познакомил его дворовый человек Леон Серебряков. «Г-ну Серебрякову… досталась «Россиада» Хераскова.
О, «Россиада»! и о, Херасков! Какими наслаждениями я вам обязан! Мы с Леоном уходили каждый день в сад, в беседку на берегу пруда и там читали — и как читали! или правильнее: он читал — и как читал!
Сперва каждый стих скороговоркой, так себе — начерно; потом с ударением, с напряжением и с чувством — набело. Немного пестро — но приятно.
Я слушал — мало! внимал — мало!
Обращался весь в слух — мало! и классически: пожирал — все мало! глотал — все еще мало!
Давился — хорошо… Уверяю вас, что я не прибавляю ни одной прикрасы…» Чувство наслаждения в маленьком Тургеневе вызывало выразительное, сказали бы мы, чтение поэмы «Россиада» Леоном Серебряковым.
Тургенев называет свое чувство, описывает манеру чтения Серебрякова и свое состояние во время чтения. Описание своего отношения к чтению раскрывает суть того чувства, которое писатель назвал вначале.
И. С. Тургенев: сведения о жизни и творчестве писателя