И устный ответ по литературе

Сочинение и устный ответ по литературе — это показатели интеллектуального развития экзаменующегося, его идейной убежденности и эстетического вкуса. Но прежде чем они станут таковыми, поступающий в вуз проходит длительный период ученичества, и самое главное в этот период — научиться рассматривать ответ и сочинение как мыслительно-речевую ситуацию, в которой формируются идейные убеждения, эстетический вкус и моральные качества обучающегося. В школе этот процесс организует учитель, й чтобы его старания не пропали даром, от ученика требуется

максимальная активность.

Если же молодой человек упустил что-то, когда учился в школе, то теперь, готовясь в вуз, он должен наверстать упущенное.

По литературе не может быть ответа «вообще»: любой ответ должен иметь конкретное содержание и форму, строго соответствующую данному содержанию. Точнее говоря, по литературе невозможно раскрыть всю полноту и глубину знаний, если не найдешь форму, наиболее соответствующую содержанию этих знаний. Поэтому при оценке и ответа, и сочинения учитывается не только полнота, глубина, прочность и достоверность знаний, но и умение облечь конкретное содержание в определенную

форму.

Следовательно, надо учиться различать сочинения и ответы по литературе по содержанию и жанрам речи.

Устный ответ и сочинение не являются особыми жанрами высказывания. В обоих случаях это мыслительно-речевая ситуация, требующая от говорящего и пишущего высказывания как речевой деятельности, речевого поступка. В какую жанровую форму выльется высказывание, зависит от поставленного вопроса, от темы сочинения. Формулировка вопроса и темы сочинения указывают на содержание ответа и сочинения и их цель. А содержание и цель, в свою очередь, определяют способ изложения, его жанровую форму.

Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть, например, вопросы для устного экзамена по литературе в X классе. В «Билетах для выпускных экзаменов за курс средней школы» обычно есть три группы вопросов по литературе.

1. Есть вопросы, которые связаны с проверкой умения художественно читать: например, Прочитать наизусть одно из стихотворений А. С. Пушкина. Есть вопросы, ответ на которые экзаменующийся по собственному усмотрению может построить как художественный рассказ или литературную композицию : например, Гражданский подвиг Н. Г. Чернышевского. Художественное чтение, художественный рассказ, литературная композиция — это жанры искусства художественного чтения. Они имеют свои законы, свои правила, которые необходимо знать.

2. Другая группа вопросов связана с анализом какого-либо печатного источника: например, Статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература»; В. И. Ленин о Л. Н. Толстом; В. И. Ленин о творчестве Н. А. Некрасова; Чеховские образы в произведениях В. И. Ленина. Ответ на вопрос такого типа представляет собой пересказ с элементами рассуждения. И содержание и форма высказывания в этом случае определяются содержанием и формой перелагаемого источника. Следовательно, надо учиться различным видам пересказа-изложения.

К этой же группе относятся вопросы о жизненном и творческом пути писателя. Экзаменующийся должен пересказать главу учебника, лекцию преподавателя или раздел какого-либо пособия.

3. Большая часть вопросов ставит отвечающего перед необходимостью создавать собственный словесный текст. Это самый трудный тип ответа. Экзаменующийся должен сам определить и содержание, и форму ответа, опираясь на свое знание художественного текста.

Высказывание, являющееся ответом на подобный вопрос, обычно принадлежит к логическому типу речи: по способу изложения — это, как правило, рассуждение-доказательство или рассуждение-опровержение; по объему — это всегда мотивированное утверждение или отрицание в кратком или подробном варианте. В процессе такого ответа говорящий совершает самые разнообразные умственные действия: анализирует, синтезирует, сравнивает, отвлекает, обобщает, классифицирует, доказывает, опровергает и т. д.

Устный ответ

Речевая деятельность, как и всякая другая деятельность человека, «имеет три стороны: мотивацион-ную, целевую и исполнительную… Единичный акт деятельности есть единство всех трех сторон. Он начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной вначале цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение» 3. Следовательно, прежде всего надо учиться осознавать свой ответ как единство этих трех сторон.

Наиболее эффективными способами обучения ответу нам представляются два: разбор образца ответа и разработка плана ответа по аналогии с образцом. Но, во-первых, «образец» — понятие весьма относительное: то, что один считает «образцом», другой таковым не признает. И во-вторых, «образец» способен выполнить обучающую функцию только тогда, когда говорящему известны требования, каким должен удовлетворять ответ, и исходные позиции в создании «образца».

Поэтому мы не будем давать готовый ответ на поставленный вопрос, а будем показывать «процесс создания» ответа, будем давать «образец» совершения речевого поступка как интеллектуального акта. Это называется «программой сло-, веспых действий», или своеобразным «алгоритмом».

Можно ли разработать общую программу всех ответов по литературе? Не окажет ли сопротивления такой программе сам «материал»? Ведь «материалом» этим, как правило, является художественная литература и вследствие этого ответы могут быть разными по принадлежности к типам речи, к способам изложения, жанрам, композиции.

Поскольку речь есть акт интеллектуальной деятельности, постольку можно наметить общую программу любого конкретного высказывания. «Что такое интеллектуальная деятельность? В самой общей форме это есть деятельность но решению задач. Интеллектуальный акт у человека распадается на три фазы:

1) ориентировка в условиях задачи и выработка плана действий;

2) фаза исполнения намеченного плана и

3) сличение получившегося результата с намеченной целью».




И устный ответ по литературе