Идейно-композиционная роль пейзажа в «Войне и мире»
ВСТУПЛЕНИЕ. Определяем значение главного слова в теме — «роль». Нам предлагают ответить на вопрос: зачем Толстой включает в свою Книгу Описания природы?
А если бы их не было?
Представить себе «Войну и мир» без картины лунной ночи, в Отрадном, зимнего святочного катания молодых Ростовых и тому подобных сцен невозможно. Более того, образ князя Андрея, которому пейзаж наиболее часто сопутствует, оказался бы вне этой стороны его изображения крайне неполным. Какую роль играет пейзаж в реалистических произведениях предшественников
Изображение неброской русской природы с ее особой поэтичностью явилось неотъемлемой частью той «энциклопедии русской жизни» , в которую превратился роман А. С.
Пушкина «Евгений Онегин». Любовь к «русской зиме» с «ее холодною красою», отличающая Татьяну Ларину, дополнительно освещает «русскую душу» этой героини, национально-народный склад ее нравственного мира.
Лирический пейзаж в романах Тургенева порою содержит символические детали, но в целом ориентирован на характеристику того или иного персонажа, созвучен его настроению. Изредка Тургенев поясняет своих героев
Герои Толстого, особенно Андрей Болконский, не просто тонко чувствуют природу, но ощущают свое живое единство с ней — могучим деревом, вольной птицей, облаками, теплой светлой ночью. Князь Андрей действительно и совершенно серьезно «разговаривает» со старым дубом, и разговор этот в его судьбе важен не меньше, чем, скажем, беседа героя с Пьером Безуховым на пароме.
Сравнение доброго молодца с дубом, а красной девицы с березой издавна встречается в народно-песенном творчестве. Но герой Толстого не просто сравнивает себя с дубом, а Общается с Ним. Князь Андрей говорит дубу те же грустные слова, что и Пьеру Безухову в Богуча-рове, а позднее обдумывает ответ старого дерева. Этим ответом был шелест зеленой листвы, появившейся на древнем дубе весной. Зрелище пробуждения одряхлевшего и, казалось бы, погубленного зимней стужей дерева производит настоящий переворот в душе князя Андрея; он вновь чувствует любовь к жизни и желание жить, несмотря на горькие разочарования и страдания.
Герой Толстого, таким образом, душевно созвучен природе и, подобно первобытным людям, учится у нее. Восприятие природы, свойственное Андрею Болконскому, Наташе Ростовой, можно назвать мифологическим.
Ведь дуб, береза, лунная ночь, тихие облака на мудром небе в «Войне и мире», как и в мифах, не столько детали пейзажа, сколько действующие лица. И такому восприятию природы лучшими героями Толстого ничуть не мешает их образованность, знание, скажем, князем Андреем нескольких европейских языков, дух вольтерьянства и преклонение перед точными науками, царящие в Лысых Горах.
Человек будущего, считал автор «Войны и мира», восстановит свою органическую связь с природным миром, утраченную с развитием цивилизации. Умением ощущать природу как нечто глубоко родственное человеку был в огромной степени наделен сам Толстой, что отмечалось многими мемуаристами. Этой способности автора «Войны и мира» удивлялся даже такой мастер пейзажа, как И. С. Тургенев; некоторых же современных писателю критиков она приводила в недоумение.
Так, публицист В. Берви-Флеровский назвал князя Андрея «цивилизованным бушменом» и «полудиким человеком «. Зато Толстого прекрасно понимал такой тонкий лирик природы, как А. А. Фет, сказавший, например, о ночи: «И я, как первый житель рая, Лицом к лицу увидел ночь! » Как будто впервые видит березу и Андрей Болконский, которую он, в отличие от «всегда одинаковых» елей, сразу же полюбил. Если Фету доставалось от некоторых критиков за стихи типа «В воздухе за песней соловьиной разносится тревога и любовь» (как, мол, тревога и любовь могут «разноситься?
«), то и сцены князя Андрея с дубом вызывали карикатуры. Но именно знаменитые фетовские строки: «Учись у них, у дуба, у березы…»; «Сияла ночь… Луной был полон сад…», скорее всего, поясняют толстовское восприятие природы. Особенностью толстовского пейзажа является его принципиальное отличие от «описания природы».
Автор «Войны и мира» не описывает, а сообщает читателю, как действовали такие эпизодические «персонажи» произведения, как лунный свет, волны, дуб при их встречах с главными героями.
В сцене с раненным на поле Аустерлица князем Андреем облака плывут по небу «тихо, спокойно и торжественно», «совсем не так», как люди «с озлобленными и испуганными лицами» «бежали, кричали и дрались». Это сравнение может показаться наивным или неудачным, если в выражении «облака плывут» мы видим стершуюся метафору типа «солнце встает», «дождь идет».
Однако для князя Андрея облака подобны живым существам, но спокойным и торжественным, которых следует поэтому поставить в пример людям. В «Войне и мире» есть, впрочем, изображения вражды и в природе: зима высыпала «с Отчаянной злобой Свои последние снега и бураны», порыв ветра «налег На одну из выставленных рам» и, «отбив плохо задвинутую задвижку, Затрепал Штофной гардиной и, пахнув холодом, снегом», Задул Свечу».
Погасшая свеча — символ смерти. В ту ночь умирает жена князя Андрея; смерть ждет и его самого: ведь свеча-то была венчальная. Книга Толстого — это книга о поисках мира, гармонии не только между людьми, но и в отношениях человека с природой. Лучшие герои «Войны и мира» при всей своей духовности или душевном благородстве заключают в себе и природно-зоологические начала и побуждения.
И это, по мысли художника, не обедняет, а обогащает их личности, наделяя их природной непосредственностью и естественностью. И способностью слиться с природной жизнью.
Это происходит, например, в сцене охоты в Отрадном, где Наташа Ростова не стыдится своего «дикого визга», а ее дядюшка, «задыхаясь и злобно оглядываясь, ‘как Будто ругая Кого-то», хвалит свою собаку Ругая, И гончая Ерза Думает, Что это она схватила зайца. Или в тот момент жизни Пети Ростова, когда он чувствует себя управляющим оркестром из дождевых капель и таинственных ночных шорохов. Основной в «Войне и мире» конфликт между человеческим разобщением и единением, враждой и любовью пронизывает также и взаимоотношения человека с природой.
Когда на Бородинском поле «на перевязочных пунктах трава и земля были пропитаны кровью», «стал накрапывать дождик». «Опомнитесь. Что вы делаете?» — это обращение дождя к истреблявшим друг друга людям — такой же укор им со стороны природы, как и «голос» спокойных облаков над полем Аустерлица. Природа учит человека доброте, жизни «миром».
Закономерно поэтому, что самый «природный» герой «Войны и мира», князь Андрей, говоря об ужасах войны между людьми, напоминает и о необходимости для человека вегетарианства. Пленные французы, по словам Толстого, «разрывали руками кусок сырого мяса», бросая по сторонам «страшные и животные» взгляды.
Это результат моральной деградации носителей вражды — солдат-завоевателей. Но вот накормленные и обогревшиеся Рамбаль и Морель поют, обнявшись с русскими, песню, и звезды, одобряя возникший мир, «хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой». ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, пейзаж в книге Толстого — прежде всего необходимый компонент жизни как согласия и всеобщего единения, всеохватывающего мира. Но природные «персонажи» могут — в качестве спутников центральных героев «Войны и мира» — служить и символами их душевных состояний и важнейших моментов жизненного пути.
Эта их функция в особенности активна при изображении князя Андрея. Преодолеть первые серьезные разочарования в жизни князю Андрею помогло и дружелюбие отрадненских кудрявых берез. Но вот накануне Бородинского сражения Болконский вспоминает, глядя на березы, Наташу, а затем вновь останавливает взгляд на белой полосе этих деревьев.
И теперь они и облака кажутся ему «чем-то страшным и угрожающим». В «Мертвых душах» Гоголя «белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки», символизирует исковерканную судьбу Плюшкина. О березах, увиденных Болконским перед Бородинской битвой, сказано, что они «тридцатилетние» и «с обрубленными нижними сучьями», — детали зловещие, предвещающие смерть.
Самым же страшным вестником ее стала для князя Андрея Полынь, Цветки которой, с их горьким запахом, он собирал на Бородинском поле. «Подле куста полыни» настигает героя и вражеская граната.
Народный символ горестной солдатской доли, полынь в «Войне и мире» — это еще и враг-сорняк. Но, побежденного, его можно и пожалеть. «И полынь на своем корню растет», — говорят русские солдаты, сочувствуя замерзающим французам, у которых тоже ведь есть матери, жены и дети. Мотив полыни в книге Толстого мог иметь сверх того и апокалиптическое значение предвестника конца света: такова «звезда Полынь» в Библии.
Извечную тему «человек и природа» Толстой, таким образом, возвращает и к ее древним мифологическим истокам.
Идейно-композиционная роль пейзажа в «Войне и мире»