Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри»
Поэма Мцыри — один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы.
Мцыри герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, просит бури, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року:
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Тюрьмой
Только вне монастыря он жил.
И лирический герой стихотворения Парус не находит успокоения в реальной жизни, не может пойти на примирение с действительностью:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Разве не так же Мцыри, как брат, обняться с бурей был бы радВ этом стихотворении выражено неискоренимое стремление достичь
Образ Мцыри схож также с лирическим героем стихотворения Листок, оторванным от ветки родимой и не находящим покоя нигде. Недаром умирающий говорит сам о себе: Грозой оторванный листок. Близка Мцыри и тема одиночества, красной нитью пронизывающая все творчество Михаила Юрьевича.
Одинок белеющий в тумане моря голубом парус, один и без цели носится по свету дубовый листок… И герой поэмы одинок:
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок…
Причем одинок не только в среде монахов, но и во всем мире людском. И недаром понятны Мцыри думы разъединенных потоком одиноких скал, которым не сойтиться никогда. Этот же мотив одиночества, мечта о соединении несоединимого звучат в стихотворении На севере диком стоит одиноко…, выражаясь в образе сосны, грезящей о такой же одинокой и грустной прекрасной пальме.
Чуждый миру людей, презирающий свое окружение, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, загадки их вещего щебета, ему понятен немолчный ропот, вечный спор потока с упрямой грудою камней, дума скал, жаждущих встречи. В этой родной ему среде взор его обостряется: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу меж темным небом и землей. Природа настолько пробуждает прилежный взор Мцыри, что ему чудится, будто сквозь прозрачную синеву небесного свода он может следить ангела полет.
Похожее состояние души мы видим у лирического героя стихотворения Когда волнуется желтеющая нива…. Он воспринимает пейзаж сладостным, приветливым, его душа находится в гармонии с природой, великой силой, вносящей в душу покой и надежду, смиряющей тревогу:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
Но самой большой любовью для Мцыри была та одна — но пламенная страсть, что изгрызла душу и сожгла, любовь к родине. Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины:
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет,
Пришлет с прохладным ветерком…
Сходен по содержанию с исповедью Мцыри в этом отношении предсмертный монолог героя стихотворения Завещание. Основной тон его составляет скепсис, горечь и неудовлетворенность. Умирающий армеец одинок, его судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен.
Но он верен своему патриотическому долгу, его любовь к Родине сказывается в приверженности к родному краю, ему единственному раненый посылает свой последний поклон.
Таким образом, поэма Мцыри идейно-тематически связана с лирикой Лермонтова. Мужество, цельность натуры, героизм главного героя поэмы являются укором бездеятельному и позорно-малодушному поколению Лермонтова, которое вянет без борьбы и о котором великий поэт сказал горькие слова:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Михаил Юрьевич Лермонтов поэт, создавший необыкновенно много произведений за свою яркую, но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра, в котором не работал Лермонтов.
Мне очень нравится его поэма Мцыри за необыкновенную мелодичность и напевность стиха.
Он был, казалось, лет шести;
Как серна гор, шутлив и дик,
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов.
Наряду с романтическим характером героя Лермонтов дает реалистические, правдивые зарисовки жизни и природы Кавказа.
И вспомнил я отцовский дом.
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов
И дальний лай знакомых псов.
Очень привлекает меня образ Мцыри, отважного, решительного, целеустремленного юноши:
Ты хочешь знать, что делал я
На волеЖил и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
А каким красивым языком все это описано!
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я, как жил, в земле чужой,
Умру рабом и сиротой.
Эту поэму можно читать во все времена, она решает вечные вопросы бытия: добра и зла, свободы и плена, жизни и смерти.
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод… Знал ли ты
Разгульной юности мечтыИли не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил…
Гибель Мцыри не случайна, Лермонтов не видел в окружающей обстановке возможности для счастливой и спокойной жизни. Герой предпочитает смерть жизни в неволе.
Увы! за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.
Эта небольшая поэма Лермонтова будет вечно звать читателей на подвиг во имя свободы и добра.
Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри»