Идейно-тематическое содержание «Кому на Руси жить хорошо»

Идейно-тематическое содержание. Поэма Некрасова, став­шая подлинной эпопей народной жизни, вобрала в себя все основные темы творчества поэта. Главная идея этого произведения, вынесен­ная в его заглавие, придает поэме не только общенациональное, но и общечеловеческое значение. Рисуя состояние пореформенной Рос­сии, поэт подчеркивает, что в атмосфере перемен наиболее отчетливо выступают стабильные, неизменные начала.

Здесь звучит тема, тес­но соприкасающаяся с важнейшей темой поздней лирики поэта: це­пи крепостного рабства распались,

а страдания народа остались, ос­тался неизгладимый след, наложенный веками рабства: Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!.. О том, что жизнь народа осталась по-прежнему тяжелой, чита­тель узнает уже в «Прологе»;, где знакомится со странниками, кото­рым предстоит искать счастливого. Это «семь временнообязанных»; Подтянутой губернии Заплатова, Дырявина, Уезда Терпигорева, Разутова, Злобишина, Пустопорожней волости, Горелова, Неелова — Из смежных деревень: Неурожайка тож… Сами названия этих деревень красноречиво говорят о положе­нии народа в пореформенной
России.

Но наиболее ярко эта тема выступает в дальнейшем ходе поисков счастливого, который дол­жен воплотить народную мечту о счастье: Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села!.. В главе «Счастливые»; горькой иронией звучат рассказы «счастли­вых»;, которые показывают убогость и невыносимую тяжесть жизни народа, когда человек, нищий, больной, искалеченный, счастлив только потому, что остался жив после всех перенесенных страданий. Таково «счастие мужицкое»; — «дырявое с заплатами, горбатое с мо­золями»;. Все последующие встречи мужиков-странников подтвер­ждают мысль о том, что доля народа по-прежнему осталась тяжела.

Особенно это касается женской доли — еще одной излюбленной темы творчества Некрасова, которая со всей силой вновь возникает в части «Крестьянка»;, рассказывающей о судьбе Матрены Тимофе­евны Корчагиной. Она, как и многие другие русские женщины, может подвести горький итог: Не дело — между бабами Счастливую искать!.. Но поэт видит и светлые стороны народной жизни, которые свя­заны с теми богатейшими возможностями, которые заложены в нем. Это народ-труженик, создатель всех материальных и духов­ных ценностей, которыми богата страна: Мы же немного Жизнь трудовая — Просим у Бога: Другу прямая Честное дело К сердцу дорога, Делать умело Прочь от порога, Силы нам дай!

Трус и лентяй! Эта тема тесно соприкасается с темой богатырства, присущего русскому национальному характеру. Это не только богатырская си­ла, которая сконцентрирована в образе Савелия, но способность по­стоять за правду, за свое счастье: Рать поднимается — Неисчислимая!

Сила в ней скажется Несокрушимая! Вот почему так горько звучат слова поэта о вековой покорности и долготерпении народа, также являющейся отличительной чертой национального характера: А потому терпели мы, Что мы — богатыри. В том богатырство русское.

Так утверждает Савелий, но недаром поэт показывает его, а вместе с ним и весь народ, не только в покорности, но и тогда, когда его тер­пению приходит конец. Савелий рассказывает, как, не выдержав из­девательств немца Фогеля, крестьяне закопали его в землю живьем: А немец как ни властвовал, Да наши топоры Лежали — до поры! Показательно, что в соответствии с законами эпоса здесь мотиви­ровка национальная совпадает с социальной.

Поэт утверждает, что подобную антипатию испытывает народ и по отношению к предста­вителям церкви, хотя эти чувства не вполне мотивированы. Называя попов «породой жеребячьею»;, мужики не могут ответить, почему они так к ним относятся: «Не сами… по родителям»;, — только и могут они сказать. Это тоже черта эпического сознания, эпического опыта, которую не удается объяснить житейским опытом одного поколения. Она общенациональна, исконна и восходит ко временам праотцов. Но зато ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозна­чена достаточно четко.

Она ярко выступает в главе «Помещик»; и в части «Последыш»;, где возникает еще одна важнейшая тема некра­совского творчества — сатирическое изображение поработителей и эксплуататоров народа. Поэт при этом показывает, что народное сознание не приемлет позиции помещика Оболта-Оболдуева, тос­кующего по временам, когда он имел неограниченную власть: Закон — мое желание! Кулак — моя полиция! С большим сомнением мужики выслушивают историю о том, как уже после отмены крепостного права крестьяне соглашаются играть «камедь»; для старого помещика Утятина, изображая его крепостных.

За это наследники помещика обещают крестьянам после смерти ста­рого барина отдать им заливные луга. Но оказывается, что и в таком качестве крепостное право губительно: не выдержав унижения, уми­рает крестьянин Агап. Ведь крепостное право калечит не только фи­зически, но и морально. С горечью показывает Некрасов сущест­вующих в народной среде людей «холопского звания»;, к которым сам народ относится с огромным презрением. Еще большую боль испы­тывает поэт, рассказывая о том, как народ топит свое горе в вине: У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.

Эта мысль проходит через всю главу «Пьяная ночь»;, звучит она и далее, но уже здесь показано появление среди народа таких лю­дей, которые способны трезво оценить положение народа и попы­таться найти иные пути противостояния тяготам жизни. Ведь чув­ство правды, справедливости, чувство достоинства также присущи народному сознанию. Эта мысль находит отражение в таких ярких образах поэмы, как Яким Нагой и Ермил Гирин.

Вместе с ними в произведение входят темы пробуждения народного сознания, его стремления к правде, умение постоять за общее дело всем миром. Поэт-демократ видел, что народный протест ограничен, стихиен, вера в царя-батюшку остается неиз­менной. Только народному заступнику Грише Добросклонову дано до конца понять корни всех народных бед: «Всему виною крепь»;, — а потому с темой народных заступников связана заключительная часть поэмы, подводящая итог развития ее художественной идеи. Но в предшествующих частях поэмы поэт не раз говорит о том, что народу присуще стремление к правде и красоте, в нем живы творческие силы, могучий дух, который позволяет несмотря ни на что своим трудом создавать все то, чем гордится земля Русская: В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Конечно, Некрасов видит, что протест, зреющий в народе, стихи­ен и непоследователен, а его эстетические потребности еще ограни­чиваются лубочными картинками, которыми так дорожит Яким Нагой. Но поэт мечтает о том времени, Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет.

Недаром такое важное значение в поэме имеет глава «Сельская ярмонка»;, в которой в атмосфере широкого народного праздника возникает театральное зрелище — народное представление, бала­ган с его неистощимым юмором, бесшабашным весельем, а порой, гневным высмеиванием угнетателей народа. Еще более эта празд­ничная, радостная, вольная стихия народной жизни чувствуется в последней главе «Пир — на весь мир»;, целиком построенной на на­родно-песенной основе. Все это показывает, что главную идейную основу поэмы составляет авторская вера в то, что такой народ дос­тоин счастья, достоин лучшей доли, которая будет им отвоевана: В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю.

Довольно! Окончен с прошедшим расчет, Окончен расчет с господином! Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.




Идейно-тематическое содержание «Кому на Руси жить хорошо»