Идейно-художественное своеобрази комедии «Ревизор» Гоголя Н. В

Образ города

Образ города в комедии складывается как целостная система. Тремя важнейшими принципами в изображении города являются:

1. Иерархичность, купцы, городские помещики, чиновники, городничий);

2. Универсальность ;

3. Энциклопедичность, все государственные институты: высшая городская власть, суд, почта, учебные и богоугодные заведения, полиция; нет только армии и церкви, широкий показ действительности: злоупотребления чиновников, праздная жизнь городских помещиков, притеснение купцов со стороны власти и их собственный

обман покупателей, тяжелая жизнь мещан).

В теме Петербурга, связанной с образом Хлестакова, художественное обобщение достигает наивысшей силы, иерархическая лестница достраивается до самого верха. Автор не ограничивает сатиру уездным городом, а раздвигает границы ее до общероссийского масштаба. Центральное место в изображении города занимают образы чиновников.

Характерные черты чиновничества

1. Взяточничество: а) Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками; б) Письмо друга Городничего: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому, что ты человек умный и не любишь пропускать того, что

плывет в руки»; в) Сцена дачи взяток Хлестакову.

2. Казнокрадство: а) Земляника: «Чем ближе к натуре, тем лучше, лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет», б) Церковь, которую растащили по частям.

3. Грубый произвол: а) Отношение Городничего к купцам. «Прийдет в лавку и, что ни попадет, все берет… А попробуй прекословить — наведет к тебе в дом целый полк на постой», б) Отношение к слесарше и унтер — офицерше, в) Почтмейстер распечатывает письма. «Это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

Единственным положительным героем комедии является смех.

H. Г. Чернышевский

«Начиная с Гоголя критика становится полностью художественной». Комическое у Гоголя построено на внутренних противоречиях, а не на обличениях со стороны; в комедии нет положительного героя-обличителя. В задачу Гоголя входило вскрыть противоречия между внешней значительностью и внутренней ничтожностью.

Средства сатирической типизации

1. «Ситуация ревизора» — это ситуация страха, влекущая за собой саморазоблачение и взаиморазоблачение персонажей.

2. Речевые характеристики: а) крылатые выражения ; б) алогизмы ; в) гипербола в сцене вранья Хлестакова.

3. Говорящие фамилии.

4. Комичные ситуации.

5. Парные персонажи.

6. Любовная интрига носит пародийно-комический характер.

7. Непосредственное выражение авторской позиции:

А) замечания для господ актеров: «Особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть… потрясение на всех разом, вдруг»; б) авторские ремарки ; в) Немая сцена дана в виде описательного текста. Ее смысл: Божий суд, суд истории над чиновниками, авторский суд.

Хотя Гоголь точно не определяет смысл сцены в тексте, очевидно, что ее идея связана с неотвратимостью возмездия и с верой автора в торжество справедливости.

Комедия «Ревизор» является произведением критического реализма. В ней ярко изображена эпоха 30-х гг. XIX века, показаны типические характеры в типических обстоятельствах.

Особенности гоголевской сатиры — пафос социальности и пафос отрицания.

Жанровое своеобразие комедии

Драматического конфликта как такового в «Ревизоре» нет. Гоголя интересует комедия, как нравоописательный жанр, как сатирическое произведение. Любовная интрига отодвинута на третий план.

Принято считать «Ревизор» комедией общественно-политической.

Конфликт в комедия

По традиции выделяют внешнюю и внутреннюю сторону конфликта. Внешний: между Хлестаковым как ревизором и чиновниками города. Взаимоотношения героев основаны на недоразумении, а не на глубоких противоречиях между ними. Эта сторона конфликта очень важна для общего построения произведения. Внутренний: между властью и народом.

Гоголь стремится показать, что все злоупотребления и крайности не соответствуют идеалу человека и общества. Важнейшей художественной задачей автора стало сорвать маску с «благонамеренных лиц».

Пороки человеческого общества, темное начало души человеческой здесь принимают вполне конкретные социальные очертания. Вскрывая в человеческой природе «бесовщину» и исследуя ее формы, Гоголь представляет целую галерею типов, взятых из окружающей жизни. Каждый из этих героев типичен, и это суть разновидности, своего рода маски, которые надевает на себя дьявол, старающийся погубить душу человеческую, умертвить ее.




Идейно-художественное своеобрази комедии «Ревизор» Гоголя Н. В