Идейно художественное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

1. Горький — художник-мыслитель. 2. Композиционные особенности рассказа. 3. Главная идея легенды о Ларре, ее нравственно-философская основа. 4. Героический поступок Данко.

5. Старуха Изергиль и ее жизненная позиция. 6. Картины природы в рассказе. Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни». М. А. Протопопов М. Горький — необычный писатель. Он был

художником-мыслителем, вышедшим из народа.

Писатель сам прошел тяжелую школу жизни, и поэтому хорошо понимал чувства и мысли людей, замученных несправедливой действительностью. Герои его произведений нередко рассуждают о тяготах своей жизни. Так, в рассказе «Старуха Изергиль» сама старуха рассказывает «проходящему» о своей жизни, как на исповеди она раскрывает всю свою душу. Сквозь все свои страдания, испытания и радостные события Изергиль сохранила, то великое > стремление к свободе, которое свойственно почти всем героям М. Горького. Композиция самого рассказа очень необычна, она состоит как бы из трех

самостоятельных эпизодов: Первый эпизод — это легенда о Ларре, второй — рассказ старухи о своей жизни и третий — легенда о Данко.

Причем обе легенды о Ларре и о Данко абсолютно противопоставлены друг другу, они как бы показывают разное мировосприятие и представления о жизни. Структура рассказа, соединяющая две легенды и историю жизни старухи, подчеркивает существование связи между легендой и реальной жизнью. Еще одна особенность этого рассказа заключается в том, что повествование ведется от двух лиц.

Один из рассказчиков это сам автор, он выступает со своими рассуждениями, дает определенные оценки героям и событиям. Вторым же рассказчиком является старуха Изергиль, которая повествует о добре и зле в человеческой жизни. Ларра — это гордец, эгоист, индивидуалист и се-бялюбиц.

Он рожден от отца орла и земной женщины, поэтому он ставит себя выше всех, противопоставляет себя всему обществу. Он чрезмерно высокомерен и неуважительно относится к простым людям. В легенде Ларра убивает девушку, которая отвергла его, за что в ответ получает презрение со стороны людей. Получеловек Ларра стремился к свободе и в итоге он все же ее получает, но в виде изгнания из общества. Завоевание свободы за счет несчастья других людей является преступлением, и то одиночество, которое получает в итоге Ларра, есть самое страшное наказание в жизни.

Он остался один, а в тоске и пустоте все сразу же вокруг обесценивается и теряет смысл. Судьба Ларры и наказание, которое он получил, абсолютно справедливо. Нравственно-философская основа этой легенды заключается в том, что прежде чем требовать каких либо благ себе необходимо вначале сделать, что-то полезное для других. Именно эту точку зрения высказывает старая и мудрая Изергиль, когда оценивает Ларру: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью».

По мнению М. Горького, подлинным героем является не тот, кто ставит себя выше других, а тот, кто способен пожертвовать самим собой и своей жизнью ради народа. Таким героем является Данко. Это человек, который способен на подвиг: он готов отдать всего себя без остатка, пойти на все ради блага народа.

Через всю легенду прослеживается идея верного служения народу. Путь главного героя тяжелый и очень сложный. Мужественный юноша повел свой народ через тьму и непреодолимые препятствия. Устав от всех испытаний этого пути, люди уже были готовы повернуть назад, как вдруг Данко разорвал руками грудь, и вынул свое сердце: «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освященный этим факелом великой любви к людям… — Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

Так героической смертью Данко показал бессмертие подвига в памяти народа, он смог доказать всем, что он действительно свободен. Основная идея этой легенды — безграничная любовь к народу и готовность к самопожертвованию ради счастья народа. В рассказе важную роль играет и сама старуха Изергиль. Героиня рассказывает о своей жизни, которая на первый взгляд состоит из многих любовных похождений. Изергиль — это героиня, по словам самого М. Горького «мятежной жизни», которая стремиться найти свое счастье и свободу.

Она прошла через многие жизненные невзгоды и трудности, но все же осталась верной свободе. Изергиль с восхищением говорит о людях, которые способны к подвигу, и имеют сильную волю и характер: «…он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Героиня знает, что она оставила свой след на земле, он сохраниться в памяти людей, которым она дарила свою любовь.

Ради достойного человека Изергиль так же была готова пожертвовать собой — это и есть главный смысл жизни героини. Во многих произведениях М. Горького для описания волевых характеров героев, эмоционального напряжения различных жизненных ситуаций писатель использует описание самой природы. Вот каков пейзаж, на фоне которого Старуха Изергиль ведет свой рассказ о Ларре и о Данко: по небу гуляют тучи «пышных, странных очертаний и красок». М. Горький в своих пейзажах одновременно пытается показать красоту, возвышенность и необычайность, как самой природы, так и человека в целом: «Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». Через пейзаж писатель как бы объединяет природу и человека, реальность перемешивается с вымыслом.

Обе легенды о придуманных писателем героях Ларе и Данко, ведутся на фоне яркой и сказочной природы. Здесь М. Горький как бы очеловечивает саму природу, наделяет ее человеческими качествами: Могучие деревья, огромные великаны плотно стоят друг к другу, чтобы не пропустить человека «великаны — деревья скрипели, и гудели сердитые песни», «деревья, охваченные холодным огнем молний, казались живыми, простирающимися вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть…». Такими же сильными, могучими и одновременно почти сказочными выглядят и реальные люди, которые окружают старуху Изергиль.

Но главное, что мрачные картины природы всегда сменяется радостными: «…сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река…».

В результате М. Горький своим рассказом «Старуха Изергиль» показал необходимость в сильной и волевой личности, которая возникает в период социальных перемен. «Человека, человека сильного ждет земля, весь земной шар» .




Идейно художественное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»