Идейное значение картин русского пейзажа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав. А. С. Пушкин

«Евгений Онегин» был задуман А. С. Пушкиным еще в период южной ссылки, в Кишиневе, в 1823 году. Основная работа над произведением велась во время ссылки в Михайловском, а последние главы поэт дописывал уже в 1830 году в Болдино. Уже сама история произведения говорит нам о том, что в этот роман вошли разные мысли и чувства автора: ведь начал Пушкин его писать еще молодым человеком, а закончил зрелым художником, взрослым

человеком.

Сразу после опубликования роман вызвал бурную полемику. Его художественное своеобразие было столь необычным, что многие критики не знали, к какому стилю его отнести. Пушкин даже изобрел новый жанр — «роман в стихах».

Все это делает роман «Евгений Онегин» вершинным произведением в творчестве Пушкина.

В поэтическом творчестве Пушкина нас поражает разносторонность его дарования. Когда Пушкин пишет о русском пейзаже, он предстает перед нами тонким ценителем красоты русской природы: «Иные нужны мне картины, люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор…»

Эту свою любовь, мельчайшие нюансы перемены природы он выразил в романе в стихах. Пейзаж, как городской, так и деревенский, в романе не просто фон, на котором разворачиваются события, а особый образ, имеющий свой смысл.

В своем романе Пушкин дает панораму русской природы во все времена года. Именно здесь мы находим самое известное в русской поэзии описание весны, прекрасные зимние пейзажи. Так, отрывок «Зима! Крестьянин, торжествуя…» мы знаем с детства, а описание «волшебницы зимы» стало хрестоматийным:

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов;Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов;Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки Зимы.

А вот лето Пушкин не любил: «Ах, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, не комары да мухи». Поэт не выделял его среди времен года, называя карикатурой южных зим, и описывал лишь как краткий переходный период между весной и осенью. Я думаю, что именно поэтому любимая героиня Пушкина — Татьяна — любит зиму, а не лето.

Идейное значение картин русской природы в этом романе заключено в том, что они являются отражением темы народа. Народность, принадлежность к русскому, а не иностранному очень важны для противопоставления героев «Евгения Онегина». Ведь именно в отношении к русскому пейзажу проявляется различие автора и его «доброго приятеля» Онегина. Автор и герой сходятся на любви к Петербургу, но расходятся, когда речь идет о природе:

Как часто летнею порою, Когда прозрачно и светло Ночное небо над Невою, И вод веселое стекло Не отражает лик Дианы, Воспомня прежних лег романы, Воспомня прежнюю любовь, Чувствительны, беспечны вновь, Дыханьем ночи благосклонной Безмолвно упивались мы! Лишь лодка, веслами махая, Плыла по дремлющей реке:И нас пленяли вдалеке Рожок и песня удалая…Или, напротив:Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…

В отличие от автора, Евгению Онегину, наследнику дядиного поместья, деревенский пейзаж быстро надоедает. Автор и его герой сошлись друг с другом на фоне белых петербургских ночей, поскольку были в одном настроении: чувствительность, воспоминания об ушедшем. Пейзаж здесь служит отражением душевного состояния персонажей романа.

Хочется подчеркнуть, что герои, наиболее близкие Пушкину, разделяют его любовь к русской природе.

Ленский тоже не обращает внимания на красоту природы, он занят своими мыслями, поэтому пейзаж, связанный с его образом, появляется лишь после смерти юного поэта. Этим самым Пушкин хотел подчеркнуть романтическую натуру юноши, его несовместимость с жизнью. Прекрасный пейзаж представляет описание могилы поэта в VI и VII главах романа:

Есть место: влево от селенья Где жил питомец вдохновенья, Две сосны корнями срослись;Под ними струйки извились Ручья соседственной долины. Там пахарь любит отдыхать, И жницы в волны погружать Приходят звонкие кувшины;Там у ручья в тени густой Поставлен памятник простой.

И далее, в следующей главе :

Там виден камень гробовой В тени двух сосен устарелых. Пришельцу надпись говорит:»Владимир Ленской здесь лежит, Погибший рано смертью смелых…»

Юного поэта все позабыли, особенно Ольга, которую так любил Ленский и в чью любовь так верил. Странная судьба героев: Ленский внутренне больше близок Татьяне, он мог бы понять то, чем жила эта героиня. Автор пишет о нем, что он любил уединение, тишину, много мечтал. Все это так похоже на Татьяну — натуру романтическую и чувствительную.

Но Ленский любит Ольгу, причем такую, какую выдумал сам. Кстати, именно Татьяне снится пророческий сон, в котором она видит смерть Ленского. И только она одна приходит на могилу к несчастному юноше.

Татьяна — одна из главных героев романа — теснее всех связана с природой. Пейзаж очень важен для ее характеристики. Чувства и внутренний мир этой героини «Евгения Онегина» органично связаны с русской природой, а значит, и с народной Россией — естественной, в противопоставлении миру столицы. Это видно уже по тому, как Пушкин впервые представляет нам Татьяну:

Она любила на балконе Предупреждать зари восход, Когда на бледном небосклоне Звезд исчезает хоровод, И тихо край земли светлеет, И, вестник утра, ветер веет, И всходит постепенно день. Настанет ночь; луна обходитДозором дальний свод небес, И соловей во мгле древес Напевы звучные заводит.

Время года Татьяны — зима, в этом она близка самому поэту:

.. .Татьяна С ее холодною красою Любила русскую зиму.

Татьяна также близка Пушкину тем, что она — дитя природы, тонко чувствует красоту окружающего мира. Пушкин, вообще, на всю природу смотрит глазами Татьяны.

Итак, картины пейзажа имеют большое значение для романа «Евгений Онегин». С помощью них автор раскрывает характеры персонажей, проникает в их психологию. Также природа в романе, мастерски описанная Пушкиным, помогает нам понять красоту нашей Родины, воспитывает патриотические чувства.

Читая «Евгения Онегина», мы сильнее любим ту страну, в которой родились и живем, учимся бережно относиться к ее природе, которая делает нас нравственно чище.




Идейное значение картин русского пейзажа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»