Идея бессмертия и правды в романе Михаила Стельмаха «Правда и несправедливость»

Экзаменационные произведения по литературе. Михаил Стельмах принадлежит к вдумчивым и оригинальным мастерам слова, которые всегда стремились поднять глубинные пласты народной жизни и брать из них материал для своих произведений. Как и каждый великий художник, Стельмах создал богатый и разнообразный художественный мир.

В нем неугасимо полыхает огонь утверждения добра и возражение зла, которые неизбежно вступают в острый конфликт и борьбу между собой. Наиболее ярко эта проблема изображена в романе «Правда и несправедливость».

В

нем масштабно, смело раскрыл писатель ту большую правду, которую добывали в борьбе на фронтах огневых и трудовых Марк Бессмертный и миллионы таких же народных защитников. Уже первой динамичной фразой стремительно разворачивается панорама тяжелых испытаний, адский водоворот битвы, в которую попадает герой произведения: «Огонь был таким, что в воздухе снаряды встречались со снарядами, мины с минами, гранаты с гранатами», сходило с ума железо, сходили с ума кони, и неистовствовали люди». И на фоне этого боя — богатырская выдержка и стойкость человека-бойца. Уже здесь определяется символичность образа.

На

вопрос полковника Горюнова, есть ли среди раненых Марк Бессмертный, старый воин отвечает, «что здесь все бессмертные». И с этим необходимо согласиться: человек, который проливает свою кровь за торжество правды на земле — бессмертен. Находясь на операционном столе, Марк приводит в удивление присутствующих неслыханной силой воли и непоколебимой верой в победу:

«Топчу фашизм! Топчу несправедливость». Именно здесь он ведет словесный поединок со смертью.

В воображении Бессмертного — в противопоставлении «хищным химерам», страхом, нацеленном на человеческое сердце», — возникают светлые образы «тихой матери с грудным ребенком», «крестьянского дома с подсолнечниками», выныривают слова народной песни.

Именно они помогают ему выйти победителем в этом поединке. Претерпев неслыханные боль и страдание, насмотревшись смерти в глаза и преодолев ее, герой романа становится еще чувствительнее к разным проявлениям правды и красоты. Вернувшись домой, Бессмертный стремится найти счастье в своем же сожженном войной селе, так как пахать, сеять, любоваться землей, жить по-человечески — вот его жизненное кредо. И на пути становится величайшая несправедливость в лице Поцелуйко, Безбородько, Киселя. И с ней приходится бороться.

Большой трудолюб и правдолюб Марк Бессмертный вспыхивает гневом к любой неправде, пронимается любовью к обиженному труженику, становится на его сторону. Он не теряет надежды, что когда-нибудь настанет правда, кто-то поможет крестьянину и сердечным словом, и святым хлебом. В этом ему помогает искренний друг и побратим Григорий Заднепровский. А когда он был безосновательно арестован, Марк, возмущаясь своеволием неправды, добивается его освобождения. Он также высоко оценивает книгу Заднепровского, так как в ней нашла выражение «прежде всего правда!

Пусть она временами и горькая, и нелегкая, и полуголодная была, но правда».

Марк Бессмертный живет в окружении как своих недоброжелателей, так и своих единомышленников, искренних, бескомпромиссных, непокорных. Одним из таких в романе является Дибенко, человек мудрый, остроумный, с богатейшим жизненным опытом, а к тому еще прямой, настойчивый «и говорит он только правду». Именно таким, волевым и жизнерадостным, откровенным и лукаво-добродушным посвящает свое произведение М. Стельмах, воплощая в их образах вековую крестьянскую мудрость, любовь к работе, добру и ненависть ко всему безобразномуо в жизни, а также надежду на то, что будущие поколения уже «не будут знать страхов войны, не будут знать несправедливости».

Прекрасный знаток слова, зачерпнутого из вечного колодца народного духа, Михаил Афанасьевич создал фигуры своих героев, которые живыми, одухотворенными входят в наше сознание, затрагивая правдой о тревожном времени, об ожидании, радости и трагедиях современников той поры, наследниками которой выпало стать и нам.




Идея бессмертия и правды в романе Михаила Стельмаха «Правда и несправедливость»