Идея духовного богатства человека в романе Олеся Гончара «Собор»

Стоит собор, молчит… Немой свидетель истории? Нет, он свидетель опустошения, падения человеческих душ. Своим молчанием бросает человечеству укор. Конец XX столетия — эпоха экономического, «морального» прогресса.

Не хотим признать, что деградирует почти каждый, поглощенный собственными проблемами. Поэтому актуально звучит тема, которую поднимает в романе «Собор» Олесь Гончар, — возрождение духовности, во время, когда Украина борется за политическую и экономическую самостоятельность.

Свои раздумья писатель передает

главному герою романа Николаю Баглаю — студенту-металлургу, у которого очень сильно развито чувство красоты и правды. Он тот, кому пришлось познать голод: ходить по селам, чтобы помочь матери. Несмотря на это, он предстает перед читателями как «чистый мыслями и непорочными действиями юноша». Это он встал на защиту собора, эпицентра конфликта в романе, как наследника духовной культуры украинского народа.

Понимание его ценности как исторической памятки противостоит вражескому отношению к нему Володьки Лебеды и других подонков общества, которые совершили в соборе дикую оргию. Мысли Николая Баглая являются

выражением отношения к собору металлургов и их семей. Эти люди не остались равнодушными, так как поняли, что это не только историческая памятка, а их святыня, не облупленное, заброшенное сооружение, а их честь и совесть.

Допустив поругание над ним, они отвергли бы собственную историю, культуру, стали бы оборотнями.

Поэтому недаром, Олесь Гончар вводит в свой роман образ Володьки Лебеды, для которого его отец стал препятствием в карьере, на старости лет тот оказался в доме дял престарелых. А в Библии сказано: «Уважай отца и мать своих…» Поэтому не удивительно, что он так рьяно уничтожал все, что носит название духовного достояния народа, является его историческим и духовным наследием. Понятия совести, народных традиций, добра и справедливости для него не существуют.

Он не понимает, что хорошо, а что плохо, что морально, а что аморально. Главное — чтобы было удобно ему. Он придумал поставить подмостки на ободранный собор, когда отмечалось 300-летие Переяславской Рады.

Так он стал зачиплянским «гением». У этого героя произведения нет даже частички признательности ни к отцу, ни к другим людям. Так же он равнодушен и к своей земле, истории.

Он будет уничтожать не только сокровища народа, а и тех, кто их защищает. «Гений», «отцепродавец», «юшкоед», «пустой деятель» — так называют Володьку Лебеду в народе. Трагедия Баглая и Ельки, девушки, которая верила во «всемогущее чувство» любовь, стремилась жить, любоваться белым светом, в том, что таких как Лебеда становится все больше.

Но искренняя вера и несокрушимость духа поможет им выполнить завещание учителя Фомы Романовича: «Соборы душ своих берегите, друзья… Соборы душ!..». Этот роман является обращением к нашим душам. Завещания и действия предков напоминают нам о нашем священном долге перед историей и современностью, перед прошлым и будущим.

Мы, казацкие дети, как святыню обязаны беречь память, драгоценные достояния прошлых веков, оберегать их и приумножать, а также заботиться о нашем взносе в казну художественной истории народа. А собор останется молчаливым свидетелем уже нашей истории.




Идея духовного богатства человека в романе Олеся Гончара «Собор»