Идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. По роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Родион Романович Раскольников — главный герой социально-психологического романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Он бывший студент, человек умный и талантливый, живущий в каморке, похожей на гроб, в беднейшей части Петербурга. Духота, толкотня, вонь, пьянство, «обилие известных заведений» — вот среда, в которой приходилось жить герою, вот где и зародилась его жестокая, антигуманная идея.
В чем же суть этой теории? Раскольников условно разделил всех людей на «необыкновенных», имеющих право проливать кровь
Рядом с героем романа, по словам Д. И. Писарева, «приговоренным к преступлению», всегда находится автор, опровергающий антигуманную идею Раскольникова, которая, по мнению Ф. М. Достоевского, не только бесчеловечна, но и в философском, и в практическом плане явно несовершенна.
Вот Раскольников условно разделил всех людей на два разряда, причисляя себя к высшему, но он, любящий сын и брат, не определил,
Наделив себя правом проливать «кровь по совести», Раскольников убивает скупую, богатую старуху — процентщицу, чтобы проверить свою теорию, продолжить на украденные деньги обучение и избавить семью от унизительного положения. Однако при этом он не учитывает: захотят ли близкие ему люди воспользоваться награбленным. Зная гордость и набожность Дуни и Пульхерии Александровны, мы можем сказать, что ни копейки из этих денег женщины не взяли бы. Да и сам Раскольников даже страшится прикоснуться к этим кровавым деньгам, сначала хочет их выкинуть «поскорей, поскорей, и все выбросить». .
Так что же принесла герою проверка на принадлежность к высшему разряду? «Принцип-то» он «убил, а переступить-то не переступил», а взамен получил только душевные муки. Муки только ему? Нет.
И Дуня, и мать, и Разумихин, и Соня — все страдают от совершенного Раскольниковым преступления. И все это вызывает новые терзания в душе героя.
Но впереди его ждет еще одно испытание — осознание того, что он, убийца, встал в один ряд с такими подлецами, как Лужин и Свидригайлов, не понимающих философские размышления Родиона. Так стоит ли биться за место среди «необыкновенных», если там кругом лужины? Думаю, нет.
Именно к этой мысли приводит нас автор: нет, и не будет такой идеи, ради которой можно убить; человек, проливший кровь, — убийца, и нет ему оправдания.
Завершая свои наблюдения, хочу сказать, что Ф. М. Достоевский в своем романе доказал: идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление не имеет права на жизнь.
Идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. По роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание