Идея веротерпимости в романе «Айвенго»
Цель: продолжить работу над романом «Айвенго», рассмотреть вопрос актуальности произведения в наше время, воплощение идеи веротерпимости; развивать творческие литературные способности, навыки анализа художественного произведения, словесного рисования, свободного высказывания мысли; воспитывать веротерпимость, понимание других людей, их отличий по национальным и религиозным признакам.
Ожидаемые результаты урока: после этого урока ученики смогут объяснять воплощение в романе идеи веротерпимости и национальной толерантности,
Тип урока: урок-раздумье.
Оборудование: роман «Айвенго», ученические творческие работы.
Ход урока.
І. Проверка выполнения домашней задачи.
В начале урока ученики зачитывают планы характеристики Седрека Сакса, обсуждают, вносят дополнения. Потом работают в парах: ученики, которые сидят за одной
Методический комментарий: одной из домашних задач было создать щит для героя, сравнить собственный щит для Бриана де Буагильбера с авторским.
II. Сообщение темы, цели, задач урока.
Слово учителя. В последнее время все чаще в нашей жизни можно услышать: «Украина — для этнических украинцев! Крым — для крымских татар!».
А должно ли так быть на самом деле? Ныне вопрос толерантного отношения к разным религиям является крайне важным для нашего государства. Как жить нам, украинцам, чтобы пламя межнациональной и межрелигиозной вражды не испепелило наши дома и наши души?
У кого спрашивать совета? К чьей мысли прислушаться? Сегодня на уроке свою точку зрения на поставленные вопросы предложит В. Скотт.
А главная задача урока — каждому найти собственный достойный ответ на вопрос: «Нужно ли быть веротерпимым?».
III. Работа над темой урока.
1. Словарная работа.
Веротерпимость — это терпимость к чужой религии, признание ее права на существование.
2. Фронтальная беседа.
— Какие религии вы знаете? .
— Люди каких вероисповеданий живут на Украине?
— Приверженцами каких религий являются персонажи романа «Айвенго»?
— Как складываются взаимоотношения между ними? Живут ли они в мире и терпимости друг к другу? Ответы проиллюстрируйте цитатами из текста.
— Кто такие евреи? Что вам известно о них и их религии? .
— Какие персонажи романа испытывают притеснения на религиозной почве?
3. Ролевая игра.
Ученики от первого лица рассказывают о тяжелой жизни Исаака и Ребекки в Англии. Дети должны обратить внимание присутствующих на то, что у Исаака и его дочери честное и доброе сердце. В конце работы ученики с мест могут дополнить ответы цитатами из произведения.
4. Прием «Микрофон».
Заслуживает ли Исаак пренебрежительное отношение к себе? Приведите примеры пережитых Исааком унижений.
5. Фронтальная беседа.
— Отношение к иноверцу Исааку — это испытание на человечность и порядочность, отсутствие религиозных предрассудков. Не все герои его успешно проходят. Разграничьте героев по их отношению к Исааку.
— Имея доброе сердце, Исаак, вместе с тем, экономный. Это окружающие временами воспринимают как жадность. Как вы можете объяснить причину почти болезненной бережливости персонажа? .
— Останутся ли Исаак и Ребекка в Англии после всего пережитого? Как сама Ребекка объяснит причину их отъезда? .
Недавно на уроке, выясняя особенности исторических романов В. Скотта, мы вели речь о том, что, обращаясь к историческому прошлому, писатель исследовал такие вопросы, которые были актуальны в его время, в XIX ст. Что побуждало В. Скотта поднять в романе проблему веротерпимости? Является ли проблема веротерпимости актуальной в наше время?
Что вам известно о Холокосте, Бабьем Яре?
IV. Обобщение и систематизация изученного на уроке.
1. Работа над эпиграфом к уроку.
Проблема веротерпимости становится актуальной и для современной Украины. Время от времени средства массовой информации рассказывают об актах вандализма — глумлении над могилами иноверцев, инодумцев. Это страшный признак нашей жестокости и равнодушия вместе с тем.
Мы — дети одной земли, и каждый человек, независимо от его веры, имеет право на покой и счастье. Поэтому эпиграфом к уроку я выбрала слова Ребекки: «Пусть тот, кто создал и евреев, и христиан, осыплет вас всеми щедротами жизни».
Прокомментируйте их.
2. Выполнение творческой работы.
Ученики получают задачу написать произведение-раздумье на тему «Надо ли в современном мире быть веротерпимым?».
V. Домашняя задача.
Идея веротерпимости в романе «Айвенго»