Идея жизни и творчества, в произведениях Бориса Пастернака

Искусство возникает среди будничности — эту истину Борис Пастернак запомнил еще из детства: ему посчастливилось появиться на мир в семье известного художника и пианистки, итак он имел возможность убедиться, что на самом деле нет четкого распределения между мирами обычной жизни и творчества. Наверное, поэтому проблемы искусства и его места в повседневности не только стали ведущими в его творчестве, но и достали своеобразное философское объяснение. Что-нибудь может подтолкнуть творческого человека увидеть прекрасное или даже глубинные

связи между образами и идеями, между разнообразнейшими проявлениями человеческого существования и художественной вселенной.

В произведениях Бориса Пастернака всегда бросается в глаза внешняя случайность идей к написанию стихов. Это вид из окна дачи, где соседствуют поле и кладбище, из-за чего возникают мысли о недолговечности жизни, то свечка, которая горит на столе… Изображая сугубо лирическую ситуацию или даже природу, Пастернак постепенно подводит к мыслям философского плана. Чрезвычайно точные зрительные образа картин, на которые поэт будто заставляет своими глазами смотреть читателей, временами дополняются

ассоциациями, которые поражают неожиданностью. Но бывает и наоборот: абстрактная идея или понятия вдруг связывают с образами крайне будничными.

Наверно, лишь Пастернак мог увидеть, что «время подобно таракану». Не только оригинальность собственного стиля, быстрее — своеобразность мировосприятия самого поэта, которая не могла не отразиться в его произведениях:

Год сгорел на керосине, Будто мушки, которые в лампу упали. Вон, как звезды серо-синии, Встал он измокший, встал опаленный. «По стене сбегали стрелки».

Год — промежуток времени, но в таком метафорическом изображении, да еще и в сочетании с бытовым «керосином», он становится составной частью того, же единства большого и малого, бесконечного и быстротечного:

Этот февраль! Время для слез и стихов, Что не стихают не на миг, когда гремит, грохочет ураган И весной чернотой горит.

В этих строках снова объединяется извне почти несоединимое, противоречивое, противоположное: слезы и грохотание имеют совсем разную эмоциональную окраску, стих со слезами, правда, во многих поэтов легко становятся единым целым, но не в Пастернака. Но вопреки противоречивости, образ остается целостным, «несовместимость» усиливает выразительность мысли. Что-то подобное мы можем встретить почти в каждом произведении Пастернака. Например, в звездном небе люди всегда усматривали что-то величественное, выше за земную жизнь, аж вдруг:

Этим звездам в лицо бы хохотать, Но вселенная — мистина глухая. «Определение поэзии».

Итак, то, что другие возвеличивают, Пастернак возвращает «на землю». И противоречивое единство всего существующего имеет и оборотную сторону: обычное так же легко в его произведениях приобретает всемирные, космических масштабов:

А ураган метет и метет: Концы, начала замело. Вспомню вдруг: солнце есть, увижу: мир не тот давно.

Обычный ураган возникает метафорой неспокойных времен первой половины XX века, но остается и стихийным явлением. Намеренные повторы делают ударение на непрерывности процесса изменений, и его подчеркнутая постоянность превращает его снова на что-то другое, противопоставленное и чужое людям, которые наблюдают за ним через оконное стекло окна. И снова, уже в другие стихи: «Мело, мело на всей земле…», а где-то в комнате на столе горит свеча, и идет себе по другим правилам жизни лирических героев, не менее богатое за внутренним содержанием и насыщенностью. С ненавязчивой легкостью обычная картина вечера вспыхивает бурей чувств, вдохновение, даже экстазом.

Здесь ограниченное пространство, маленькая свечка — и глобальная беспредельность личной вселенной. Духовная независимость лирических героев разрешает им иметь эту беспредельность в себе:

На свечку дышала мгла, И соблазна сила Крестообразно подняла, как ангел, крылья. Ураган за окном не может погасить эту свечку…

В настоящей жизни, в природе есть все. Поэзия Пастернака тем и интересна, что он смог передать сущность противоречивого единства, так как все переходы от будничного до высокого, бытового и духовного, взятые вместе и отдельно создают этот удивительный и своеобразно правдивый образ жизни.




Идея жизни и творчества, в произведениях Бориса Пастернака