ИГРА С ЧИТАТЕЛЕМ В РОМАНЕ У. ЭКО «ИМЯ РОЗЫ»

План. I. Умберто Эко — один из величайших мастеров постмодернизма. II.

Постмодернистская зарисовка жанра и сюжета романа «Имя розы». 1. Мотив поиска исчезнувшей книги. 2. Игра с чужим текстом. 3. Элементы жанра исторического, приключенческого и детективного романа. III.

Ироничность центрального конфликта романа.

Автор романа «Имя розы» Умберто Эко — известный итальянский ученый и публицист. Умберто Эко отдал много силы изучению вопросов художественного творчества. В своем постмодернистском романе «Имя розы» писатель

не только выполнял художественные задачи, но и стремится написать произведение, которое бы сформировало активного, мыслящего читателя.

Постмодернизм стал мощным литературным направлением второй половины ХХ столетие, хотя его истоки просматриваются уже в модернистский период. В постмодернистской литературе изменяются не столько изобразительные средства и тематика, сколько художественные принципы. Это касается и отношение автора к своему произведению, и новому взаимодействию писателя с читателем. В период модерна читатель был объектом, на который направлялись определенные художественно-оформленные идеи

драматурга.

В новый период читатель становится соавтором, не объектом влияния, а равноправным субъектом, без существования которого не было бы ни писателя, ни его произведения.

«Имя розы» — постмодернистский роман, поэтому его нельзя воспринимать лишь как детективное произведение. Впрочем, писатель предусматривал и такое прочтение своего произведения. Ведь особенность постмодернистской литературы в потому, что читатель может найти в произведении не один или несколько смыслов, заданных автором, а бесконечное множество значений, ассоциаций, отсыланий к другим произведениям.

Так, например, символический образ розы, данный уже в названии романа, принуждает читателя вспомнить и библейское значение розы, и розенкрейцеров, и розу как один из любимейший образов романтиков ХІХ столетия, и «Букет розы» Рильке…

У каждого возникают собственные ассоциации, не только подсказанные текстом, но и зависимые от литературно-культурного опыта читателя. При этом он, читатель, становится будто соавтором писателя, и притом необходимым соавтором, так как без читателя жизни произведения невозможное. Создание текста происходит не только тогда, когда он задумывается и пишется, но и когда он прочитывается.

Читатель может быть хорошо осведомленным и видеть в тексте романа множество значений. Умберто Эко писал о том, что временами даже читатель видит в произведении значения и связи, которые могут привести в удивление самого автора. Каждый читатель идет дальше текста, и это движение длится бесконечно. В «Записках на берегах «Имени розы» Умберто Эко писал, что каждое новое художественное произведение состоит из всех предыдущих. В эпоху постмодернизма, когда цивилизация уже накопила такой огромный исторический опыт, практически невозможно создать что-то новое.

Ведь каждый писатель вместе с тем есть и читателем других произведений. Поэтому, например, в «Имени розы» образ англичанина Вильгельма, который уже в начале романа демонстрирует чрезвычайное знание связей между частными явлениями мира, ассоциируется у автора и читателей с англичанином-детективом Шерлоком Холмсом. Постмодернистский роман превращается в общую игру автора и читателя, которые, будто мяч, перекидают друг другу свои значения и ассоциации.

Умберто Эко считал, что искусство является источником эстетичного удовлетворения, т. е. в определенном смысле, «развлекает». Однако одного может «развлечь» философский трактат, а другого — бульварный роман. Таким образом, существует два вида читателей: читатель массовой литературы относится к книге пассивно, и авторы такой литературы подстраиваются под его вкусы. А читатель литературы серьезной, наоборот,- есть активным, старается постичь замысел автора, который нуждается в определенных усилиях и знаниях.

Умберто Эко считает, что так книга самая формирует своего читателя, тому роман должен быть таким, чтобы читатель каждого раза открывал в нем что-то новое.

Таким многозначным произведением со сложной структурой и есть «Имя розы». Роман напоминает коллаж из отдельных фрагментов знакомых нам произведений, но вместе с тем остается целостным, объединенным линией авторского замысла. Произведение завершено, но и открытый для безграничного количества новых значений, он не заперт в себе, а начинает диалог с каждым новым читателем.




ИГРА С ЧИТАТЕЛЕМ В РОМАНЕ У. ЭКО «ИМЯ РОЗЫ»