Импрессионизм на рубеже ХIХ-XX столетия

Импрессионизм — направление в искусстве, основной задачам которого считалось утонченное отражение личных впечатлений и наблюдений, мгновенных чувств и переживаний. Сформировался во Франции во второй половине ХIХ ст. прежде всего у художников. Его представители — художники К. Моне, Э. Моне, О. Ренуар, Э. Дега и др. — основной задачей считали наиболее реально изобразить внешний мир, утонченно передать свои впечатления, настроения. Импрессионизм на рубеже ХIХ — XX ст. стал весомым компонентом европейского писательства. Но в литературе

импрессионизм не находил такого программного характера, как у художников, не имел своей отдельной группировки, приближался то к натурализму, то к символизму. Его представители изображали мир таким, каким он казался в процессе перцепции.

Ставилось целью передать то, каким был мир в данный момент через призму субъективного восприятия. Это обусловило функциональные и композиционные изменения описания: описание стало эпизодическим, фрагментарным, субъективным. Импрессионистические тенденции вызвали также изменения в характере рассказа эпических жанров: они в определенной мере лиризовались, что вызвало возвышение

роли и расширение функции внутреннего монолога.

В французской прозе импрессионизм представляют братья Гонкуры, А. Доде, Ги де Мопассан, в австрийской С. Цвейг, А. Шницлер, в польской — С. Виткевич, С. Жеромский и др. Элементы импрессионизма встречаем в произведениях украинских писателей, например, у М. Коцюбинского: «На камнях», «По-людски», «Тени забытых предков», «Intermezzo», «Цвет яблони» и др. Здесь эстетичная функция цветов, звуковых красок и тонов, передача разных внутренних чувственных состояний автора доминируют над другими художественными основами. Импрессионистические тенденции наблюдаем в творчестве писателей 30-х годов XX ст. — М. Михайличенко, Тычины, В. Чумака и др.

Характерными в этом плане являются символистско-импрессионистические изображения утра М. Йогансеном. В драматическом творчестве импрессионизм проявляется в расслаблении фабульной структуры, разбивке сценического действия на значимые элементы, использовании незаконченных фраз, мыслей, создании неуловимого настроения, а также в высокой ступени поэтизации драмы. Подобно лирике импрессионизм часто объединяется в драме с символизмом, что прослеживается в творчестве М. Метерлинка, О. Уайльда, С. Выспянского.

В украинской драматургии импрессионизм проявляется в меньшей мере, тем не менее, его элементы присущи символистской пьесе С. Черкасенко «Сказка старой мельницы», пьесе «Пир» М. Рыльского и др.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Импрессионизм на рубеже ХIХ-XX столетия