Индивидуалистический бунт главного героя в романе «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» — это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных потрясений. С первых страниц романа мы узнаем о том, что Раскольников решился на какое-то дело. У него есть мечта, к осуществлению которой он очень близок. А месяц назад, почти умирая от голода, он вынужден был заложить у старой бабы, ростовщицы, кольцо — подарок сестры. Огромную ненависть сразу же ощущает он к капризной и никчемной старухе, которая наживается на чужом горе, бедности.
Позднее,
Он доказывал, что это состояние более похоже на болезнь — помрачение ума, распад воли, случайность и нелогичность поступков. Мы почти ничего не знаем о той большой работе мысли, в результате которой в сознании Раскольникова развилась его идея. Она раскрывается
Пораженный услышанным, Раскольников делает вывод, что человек привыкает ко всему. Так и Мармеладов. Еще один удар, шаг к бунту — письмо матери о Дуне, сестре, которая «сходит на Голгофу».
Дуню, которая моральную свободу не отдаст за комфорт ради собственной выгоды.
Встреча Раскольникова с пьяной обесчещенной девушкой тоже оказалась судьбоносной. Где же выход? Разве можно обойтись без жертв?
Нужно что-то сделать. «Или отказаться от жизни совсем! — крикнул он вдруг в запале, — послушно принять судьбу такой, какой она есть, раз и навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!». Но Раскольников хочет «действовать, жить и любить». Убийство старухи нужно Раскольникову для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи.
Логических возражений своей идеи Раскольников так и не увидел.
Он был уверен в невозможности что-то изменить: человеческое страдание бесконечно, а мир разделен на униженных и на тех, кто унижает, властителей и подчиненных, или, по Раскольникову, — на «пророков» и «тварь дрожащую». Сознание своей вины — это для Раскольникова признание собственной невозможности и никчемности. Но идея незыблемая.
Двойственность — характерный прием изображения у Достоевского. Двойственность реализуется, во-первых, через раздвоенность сознания героя. В нем будто живут двое: один инстинктивно стремится помогать, спасать униженных страдающих людей, а второй, здравомыслящий, цинично анализирует поступки первого и подвергает их критике.
Во-вторых, в романе целый ряд героев, которые, так или иначе интерпретируют обе названные стороны личности Раскольникова, их условно называют «двойниками» и «антиподами» главного героя. «Двойниками» Раскольникова в романе являются Лужин, Свидригайлов и Лебезятников.
Они воплощают отдельные стороны, проявления его «теории сверхчеловека», темной стороны его личности. Лужин, в отличие от Раскольникова, не пойдет убивать, но не из-за высоких моральных убеждений, а из-за того, что привык все делать чьими-то руками, сохраняя безупречный моральный вид и респектабельность. По его «экономической» теории, можно пойти на что-нибудь ради собственной выгоды. Не случайно Раскольников сразу ощутил: если довести до логического конца соображения Лужина, то выйдет, что людей и убивать можно.
А это значит, что Лужин живое по его теории об исключительной личности, Наполеон, которому все разрешено. Свидригайлов, услышав исповедь Раскольникова перед Соней, указал, что они с Родионом «одного поля ягоды». Но, в отличие от Раскольникова, Свидригайлов не мучился вопросом о том, действительно ли так устроен мир.
Он жил по теории о вседозволенности для тех, кто имеет деньги и власть.
И только решительное «нет» Дуни и ее выстрел заставили увидеть: не все можно купить. Более того: то, что продается, автоматически становится ненастоящим. Так перед ним раскрылась пропасть, в которую он давно упал, может, поэтому он и совершил самоубийство. К «антиподам» Раскольникова принадлежат Разумихина, Порфирий Петрович и Соня.
Все эти образы воплощают разные стороны светлого, доброго в главном герое. Разумихин — друг Раскольникова, который ценил в нем доброту, трудолюбие, талант. Это своего рода возможный путь развития жизни главного героя. Не случайно именно Разумихина избирает Дуня, сестра Раскольникова, себе в пару. Порфирий Петрович — следователь, который ведет дело об убийстве старой ростовщицы Алены Ивановны, — человек умный, как и сам Раскольников.
Не случайно их раздумья совпадают, они имеют одинаковую логику. Но Порфирий Петрович оценивает факты с точки зрения закона, которым руководствуется в жизни.
Это также один из вариантов жизни главного героя — возможная карьера самого Раскольникова, если бы он избрал путь Порфирия Петровича. Соня — не просто по-иному повторяет преступление Раскольникова. Ее преступление против морали — это и преступление против себя, своей души.
Вот только, в отличие от Раскольникова, она это точно осознает и умоляет Бога простить ей, так как делает, это не ради себя, а для спасения близких. Соня — это воплощение христианской морали, которой нужно придерживаться при любых обстоятельствах: лишь тогда человек не ошибется, не подвергнется на уловки «лукавого ума человеческого». Именно Соня спасает Раскольникова большой силой христианской любви. «Двойники» и «антиподы» в романе отображают и подчеркивают разногласия характера главного героя, двойственность его натуры, и вместе с тем они детально изображают основные черты Раскольникова, подавая перспективы развития его идеологии и морали.
Индивидуалистический бунт главного героя в романе «Преступление и наказание»