Интересные пьесы Мориса Метерлинка

Самый известный писатель Бельгии, а также самый известный представитель символистской драматургии. Наиболее яркая особенность его творчества — это двоемирие. За видимой земной жизнью скрывается нечто невидимое, неведомое и страшное.

Метерлинк прежде всего мистик.

Мировоззрение. С его точки зрения, жизнь человека трагична в принципе, трагедия заключена не в каких-то катастрофах, видимых ужасах, несчастьях, а в ежедневном обыденном существовании человека, в самом факте существования отдельного человека, обреченного на смерть. Метерлинк

впервые поднял проблему человеческого существования, которую очень подробно будет рассматривать экзистенциализм — философское и литературное направление 20 века.

Сам факт существования отдельного человека, отдельного, единичного «я» странен, непостижим и потому страшен. Как это возможно, что существую «я», который является центром вселенной, который видит этот мир, без которого мир бы не существовал, и как возможно, что существуют многочисленные другие «я», которые тоже считают себя центрами вселенной, а кто такой для них «я», просто некий говорящий и движущийся объект? Наконец, как

это возможно, что меня когда-нибудь не станет, кто же станет видеть этот мир — другой, но другой, это не «я»?

Как это возможно — смерть, что это — несуществование, зачем тогда была жизнь?

Человек всегда одинок, он всегда находится один на один с Непостижимым, со смертью, вечностью и т. д. Главная задача человека — забыть об этом, все, что человек делает в жизни — только для того, чтобы забыть о своей смерти, не думать о ней, не думать и о жизни, о ее смысле и бессмысленности. Поэтому все события, борьба, страсти человеческой жизни — это нечто второстепенное, это ширма, шторка, заслонка, за которую прячется человек от самого себя. Но неизбежно наступает момент одиноких, грустных раздумий, момент молчания, бездействия, человек наедине сам с собой, со своей смертью — это самое страшное: одинокий человек, молча сидящий в своей темной комнате.

Все это Метерлинк описал в своей теоретической книге «Сокровище смиренных», главу из которой «Трагедия каждого дня» вы можете прочитать в хрестоматии.

Поэтика. В пьесах Метерлинка огромную роль играют паузы, молчание, разнообразные звуки, которые слышны лишь в тишине — шорохи, шелесты и т. д. Пытаясь уйти от этой тишины, герои Метерлинка заводят самые глупые, бессмысленные разговоры, люди часто говорят просто для того, чтобы что-нибудь говорить, чтобы не молчать. Эти бессвязные диалоги должны дать ощущение абсурдности, бессмысленности и ужаса человеческого существования.

За словами нужно уловить что-то более значительное, поэтому в пьесах Метерлинка большую роль играет подтекст, как и у Чехова.

Наиболее пессимистичны ранние пьесы 1890-х годов.

«Слепые» — несколько слепых мужчин и женщин сидят в лесу и ждут проводника, который куда-то ушел, они живут в приюте для слепых и вот вышли на прогулку. Проводника все нет, тревога слепых нарастает, они ведут друг с другом разговоры, чтобы заглушить эту тревогу и чувство полнейшего одиночества, которое их охватывает в тишине, в тишине они полностью теряют связь с миром. Они говорят о своем одиночестве, о том, что не понимают, что такое мир, что такое они сами.

В конце концов их охватывает ужас: их бросили, они в панике начинают шарить руками вокруг, и один из них натыкается на остывший труп проводника — старого священника, который, оказывается, умер и все время сидел между ними, пока они его ждали. Затем они слышат чьи-то странные шаги, среди них есть один зрячий ребенок, увидев кого-то он отчаянно кричит от страха: пришел кто-то страшный, видимо, это Смерть.

Слепые — это символ современного человечества, ослепшего, то есть потерявшего ориентиры, цели, смыслы, потерявшего религиозную веру. И теперь человечество способно только брести наугад, но в результате его ожидает гибель.

Наиболее интересная пьеса Метерлинка «Там, внутри» , она очень короткая, есть в хрестоматии. Два героя стоят перед домом, смотрят в окно на то, что происходит там, внутри, разговаривают и не решаются войти. Дело в том, что им поручено сообщить обитателям дома страшную весть: их дочь внезапно утопилась. Там за окном ничего не подозревают, занимаются повседневными делами, смеются, а эти двое должны войти и все это разрушить.

И для них эти повседневные дела за окном, в доме приобретают необыкновенный интерес и значительность. Ситуация ярко передает трагизм человеческой жизни. Трагедия может постучаться в дом каждому в любую минуту, ибо мы не знаем, что у людей даже самых нам близких там внутри, в душе. Утонувшая девушка была очень скрытной, никто не знал, что у нее на душе, никто даже и подумать не мог, что она способна на такое.

Когда один из стоящих заходит в дом, у окна собирается полдеревни посмотреть на реакцию родителей.

Более поздние пьесы Метерлинка более оптимистичны. Самая известная среди них «Синяя птица» . Произведение во многом очень наивное, по-детски оптимистическое, но одновременно мудрое. Ярчайшим образом в ней проявилась идея двоемирия.

Главные герои — мальчик Тильтиль и девочка Митиль — отправляются на поиски синей птицы для больной соседской девочки. Синяя птица — символ счастья. Старая соседка оборачивается феей и дает им шапочку с волшебным алмазом, который помогает видеть скрытую сущность, душу всех явлений, предметов и существ. Они видят ожившие души собаки, кошки, хлеба, воды, света и т. д. Все вместе путешествуют по иным мирам.

Не буду говорить обо всех мирах, где они побывали, только о самых интересных. 1) Сначала они попадают в Страну воспоминаний, где обитают их умершие дедушка и бабушка. Оказывается, умершие всего лишь спят, но просыпаются и радуются, как только живущие о них вспоминают. Почаще вспоминайте о тех, кто умер. 2) Кладбище.

Там произошло нечто неожиданное. Тильтиль повернул волшебный алмаз и ждал, что из могил выйдут души мертвецов, но из раскрытых могил поднялись букеты цветов. Оказывается, в могилах никого нет.

Мертвых нет, ибо люди, их души бессмертны. 3) Сады блаженств. Блаженства — живые существа, их два вида. Плохие, толстые, грубые — Блаженство быть богатым, пьяным, ничего не знать и т. д. Есть Блаженство, о котором детям знать еще рано.

Хорошие блаженства — Радость быть добрым, справедливым и т. д. Главная радость — Радость материнской любви, появляется в виде мамы Тильтиль и Митиль, но только она наряднее, красивее, моложе. Они хотят, чтобы она была всегда такой и на земле. А она им говорит, что она всегда такая, но только внутри, в душе: надо научиться видеть сквозь обыденную внешность внутреннюю красоту.

И это важнейшая идея пьесы. 4) Царство будущего — там живут дети ожидающие своего рождения на земле. С каждым днем они становятся все моложе, уменьшаются, чем меньше ребенок, тем ближе дата его рождения.

Возвратившись домой и проснувшись утром, они видят все в новом свете, все им кажется необычным, красивым, значительным, они знают, что у всего есть скрытая живая душа, везде скрывается тайна. Синей птицы они так и не нашли, зато вдруг обнаружилось, что синяя птица — это их домашний синий дрозд, но в конце он улетает от них, потому что они и люди вообще не научились быть достаточно добрыми и любить, чтобы быть счастливыми. Значит, счастье в любви и доброте.

В 1918 г. Метерлинк написал продолжение «Синей птицы» — «Обручение». О том, как 16-летний Тильтиль ищет себе невесту. Фея собирает 6 девушек, которые нравятся ему, и все они отправляются в страну предков и страну детей, чтобы его предки и его дети выбрали ему лучшую жену. Идея следующая: человек существует не сам по себе, он звено огромной цепочки жизни, он связан с предками и потомками, несет перед ними ответственность.

Рождаясь, человек приходит в мир, обустроенный предками, пользуется всем, что создали другие и должен быть благодарен им. С другой стороны он несет ответственность и за благополучие детей и вообще потомков, должен передать им эстафету жизни. И вот эта ответственность перед предками и потомками и есть тот стержень жизни, который не дает человеку упасть, сбиться с пути и погибнуть.

Такова идея пьесы.

В 1911 г. Метерлинк получил нобелевскую премию.




Интересные пьесы Мориса Метерлинка