Интерпретация Александра Левина

Лучшие стихи Тимура Кибирова написаны в 1986-1988 гг. Воздух в эти годы буквально трещал от разлитой в нем энергии. Некая прекрасная и могущественная сила подхватила нас, вознесла на гребень творческой волны — и ушла. «Сантименты» Кибирова позволяют наглядно проследить, кдк все это происходило.

Первый раздел книги — «Лирико-дидактические поэмы» — это пока только приступ, нащупывание своего пути. Кибиров идет вслед за Михаилом Сухотиным, в «былинно»-пародийном ключе трактуя персонажей советского культурного пантеона.

У него же подхватывает поэт и популярный в те годы прием использования видоизмененных и переосмысленных цитат.

Но уже в поэме «Лесная школа» и некоторых стихотворениях второго раздела сквозь все концептуалистские, сатирически-обличительные и центонные игры прорывается ностальгическая, лирическая, рыдающая нотка. Это и был истинный голос поэта Кибирова, обретавший все большую силу и выразительность и достигший предельной завершенности в книгах «Сквозь прощальные слезы» и «Три послания» . Происходит вот что: интонация берет верх над смыслом, и из-под конструктивного нанизывания цитат мощно выпирают

«жалость и стыд». Чистая эмоция берет верх над пародией.

Вот этот-то смех сквозь прощальные слезы и стал самым значительным достижением Тимура Кибирова.

Кибиров смеется и плачет одновременно — над собой и над страной, в которой живет, над всеми нами, живущими рядом. Стихи этого периода необыкновенно энергичны, упруги, автора тащит могучая сила солнечного ветра, нескончаемого вдохновения.

В «Стихах о любви» напор начинает ослабевать. В последующих же книгах это стало очевидно. Паруса обвисли, тексты стали рыхлыми, «длинными», описательными.

Вдобавок Кибирову как будто отказало чувство юмора, способность к рефлексии. Пошли косяком самоповторы, чистые, практически без примеси «своего», стилизации: русский XVIII век, Державин, XIX век, Пушкин…

Под Пушкина стилизована поэма «Сортиры» , написанная октавами, как «Домик в Коломне». Но нет здесь ни пушкинской легкости, ни озорства, одни потуги на то и другое.

Видимо, какую-то свою шахту Кибиров выработал до конца. Придется рыть новую.

См.: Левин А. О влиянии солнечной активности на современную русскую поэзию: Тимур Кибиров. Сантименты: Восемь книг. — Белгород: Риск, 1994.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Интерпретация Александра Левина