— Интимная лирика Дмитрия Павлычко

Мировая литература знает немало интимной поэзии чистейшей пробы. Припомним сонеты Петрарки, лирику Пушкина, неповторимое «Завядшая листва» И. Франко, поэзию Сосюры. Павлычко удалось сказать оригинальное слово о животворных эмоциях любви. Тема любви, мучительной, страстной, драматически острой — одна из характерных для поэта.

Увлечение женской красотой, пылкое сожаление за утраченной любовью, требовательность в интимных отношениях — такие чувства пронимают цикл поэзий «Благоухание хвои». Эта тема позднее продолжена в книге

«Гранослов» и глубже разработана в сборнике «Тайна твоего лица». «Вечная» тема находит в лице Д. Павлычко своего неповторимого певца. Стихотворение Павлычко «Когда мы шли вдвоем с тобой…» поднимает важные морально-этические проблемы.

Это произведение, полемическое по смыслу, заставляет нас задуматься над прекраснейшим из человеческих чувств, которым нужно дорожить.

Поэзия Павлычко не повторяет уже известного. В традиционную тему любви поэт вносит новые оттенки. Они обусловлены психологической драмой, которую пережил лирический герой в той жизненной ситуации, где наиболее дорогой

для него человек так невероятно безразлично, будто сорняк, топтала полнозерные хлебные колоски, преклоненные к земле. Влюбленный юноша не решился в тот миг сказать девушке, как ему горько и больно видеть потоптанный золотой колосья.

Больно, что она не задумывалась над тем, сколько работы в тех колосках, не замечала и не слышала вопля изуродованных ею колосков пшеницы, как не чуткая и того, что так кричали его нежнейшие чувства, потоптанные вместе с колосьями. Поэзия «Два цвета» — произведение также эмоционально-раздумчивой интимной лирики. Немало лет всплыло с того времени, как двумя цветами, красными и черными нитями вышила иметь рубашку для сына, который «малым собирался весной пойти в мир неведомыми путями».

Немало те пути пройдены от юной весны, в которую провожала мать, к дням предосенних…

Пронесенные сквозь года и расстояния, как завещание, как материнская песня любви и печали, два цвета сошли с полотна и стали глубоко поэтическим образом. Они — будто символы самой жизни, которая водила поэта по мирам и звало домой, переплетая печальные и радостные дороги, как узоры на материнском шитье. Два цвета — две тревоги, две нити души, которые соединяют в одном узоре память об отцах и заботе о детях, о современном и будущем.

Они, как живые источники, которые передают от поколения до поколения сокровища и богатство памяти своего рода, так как именно они духовно соединяют человека с родной землей.

«Вечная тема» Д. Павлычко побуждает читателей к раздумьям, поднимает в помыслах и делах, делает лагороднее. Стих поэта «Моя любовь, ты — как Бог?» — яркий пример этого. Любовь лечит душу человека. Любовь нельзя увидеть и услышать так же, как Бог, она дана лишь ощущать.

Дмитрий Павлычко воспел свою «вечную» тему будто одним дыханием, вложив у нее радость, тихую печаль и тоску озаренного и взволнованного большой любовью сердца.

Два цвета мои, два цвета, Оба на полотне, в души моей оба, Два цвета мои, два цвета: Красное — это любовь, а черное — это кручина.

«Красное и черное». Эти тона испокон века прокладывают преисполненную мечтаний и разочарований тропинку нашего бытия. Минуют года, огорченные, печальные, овеянные дыханием времени лица заступают на места беззаботных, взволнованных прикосновеньем счастья детских лиц.

Но путем забот и радости, поражений и достижений идут рядом с нами от мытые рождения к мытые смерти два поводыри. Любовь и кручина. Красным цветом горячего сердца пылают безграничная неисчерпаемая любовь матери и ребенка, искренняя любовь женихов, черным цветом тихо тлеют глаза людей под влиянием несчастья: боли, болезни, смерти. Красное и черное. Это объединение цветов еще с давних времен осознавалось как выражение самой сути человеческого бытия.

Чтобы познать и понять поэта, как советовал когда-то Гете, нужно пойти в его страну. Туда, где возрастает и крепнет будущий художник, где формируются его взгляды и принципы, которые потом обоснуют настроенность его поэзии. Дмитрий Павлычко родился в подгорном селе Стопчатовеи западноукраинские земли искренне наполненные многовековыми традициями, которые передавались из поколения у поколение.

Поэтому в стихе «Два цвета» жизненный путь поэт обрисован с использованием сугубо фольклорных ассоциаций, которое оказывает содействие простому естественному восприятию. Его строки, еще и положенные на гибкую, певучую, искреннюю украинскую музыку, так глубоко волнуют.

Красно-черный «неведомый путь». Что встретил на нем Дмитрий Палычко? В самом деле говорят, что биография поэта — в его стихах. Сын простого лесоруба, сращенный шумом зеленых пихт и журчанием горных потоков, поэтому и жизнь его — это борьба за счастье, за настоящую большую любовь, за правду. Дмитрий Павлычко вдохновенно изображает образ любимой, образ женщины-матери, образ нивы, зерна, хлеба в своих сборниках «Сонеты подольской осени» и «Тайна твоего лица».

Красный цвет, который доминирует в «Сонетах подольской осени» и «Тайны твоего лица» — это цвет спелой пшеницы и налитого яблока, цвет солнечного луча, а прежде всего — цвет пульсирующей крови.

Нелегкий путь судился Павлычко. Поэт принадлежал к категории шестидесятников, как и Лина Костенко, Василий Симоненко, Иван Драч и прочие. Именно они возглавляли правозащитное движение в Украине, именно они били в набат национального самосознания.

Поэтому Дмитрию Павлычко судилось судьбой нести костер своего таланта людям и вдоль красно-черной тропинки его жизни идут рядом с ним два пожизненные спутника нашего бытия — Любовь и Печаль.




— Интимная лирика Дмитрия Павлычко