Инвенции Бах

Полифонический склад определился уже во многих небольших пьесах Баха, написанных им в педагогических целях для малолетних сыновей, — в маленьких прелюдиях, фугах, инвенциях, «симфониях». Особенно ясно имитационный склад можно видеть в двухголосных инвенциях. Всего таких полифонических пьес композитором написано пятнадцать. Основу инвенции составляет обычно короткая, но выразительная тема.

В первой инвенции — до мажор — это простая мелодия, построенная вначале по звукам до-мажорной гаммы.

Заканчивается она квинтовым

возгласом. Мелодия спокойна, нетороплива, звучит очень мягко и плавно.

В полифонической музыке имитационного склада основная мелодия звучит в начале произведения нередко одноголосно. Прозвучав в верхнем голосе, тема инвенции до мажор появляется октавой ниже — ее имитирует второй голос.

Со вступлением второго голоса первый не прекращает движения, он оттеняет выразительность темы, которую поет уже другой голос. Такое продолжение мелодии в первом голосе называется противосложением.

Далее иная тональная окраска, различные приемы изложения активизируют тему, делают ее более энергичной. Но не только в этом

заключается развитие. В инвенции встречаются музыкальные построения, где тема не звучит ни в одном из голосов.

Такие отрезки называются интермедиями, так как они расположены между проведениями темы. Интермедии строятся чаще всего на отдельных мелодических оборотах темы, но целиком тема в них не звучит.

Пьеса заканчивается в основной тональности — до мажор. Так одна тема составляет основу целого произведения, что очень характерно для полифонической музыки.




Инвенции Бах