Иоганнес Бехер — выдающийся поэт немецкого народа

Иоганнес Бехер — выдающийся поэт немецкого народа. Его творчеству присущи революционная страстность и философская углубленность, в нем живы традиции большой немецкой литературы — традиции Гете, Шиллера, Гейне. Бехер не сразу стал коммунистом, как и народным поэтом.

Путь его идейного становления — это сложный и противоречивый путь буржуазного интеллигента к народу. «Изменчивым и постоянным» назвал его однажды Брехт, имея в виду его неустанные творческие искания при верности революционным идеалам. «В рассветной мгле, в ночных

туманах, Из странной битвы бытия, В противоречьях постоянных Рождаюсь вечно новым я», — писал о себе сам поэт.

Бехер родился в Мюнхене в семье прокурора, реакционного чиновника. В нем рано пробудилось чувство протеста против того мира, которому служил отец. В 1917 г. Бехер вступил в Независимую социалистическую партию, позднее стал членом союза «Спартак», а затем членом коммунистической партии Германии и ее ЦК.

В конце 20-х — начале 30-х гг. руководил Союзом немецких революционно-пролетарских писателей и был редактором его журнала «Левый поворот».

Десять лет провел Бехер в антифашистской

эмиграции. Эти годы он считал плодотворнейшим периодом своей жизни. Поэзия Бехера обогатилась новыми темами, образами, жанрами; он редактировал журнал «Интернациональная литература» на немецком языке, активно выступал как антифашистский публицист.

Поэт не раз обращался по радио к немецким солдатам, раскрывая им правду, и призывал их отказаться от служения чуждым им интересам фашистских главарей. После разгрома фашизма вернулся на родину и был избран членом ЦК СЕПГ; был президентом Куль-турбунда, министром культуры ГДР.

Ранние стихи Бехера — это стихи поэта-экспрессиониста, страстно бунтующего против мира империализма и войны и провозглашающего свою веру в грядущее торжество человеческого братства. В то время у него было весьма смутное представление о социальной сущности явлений, пылкость его революционного порыва еще не соединилась с ясностью революционного сознания.

В 20-х гг., после поражения революции в Германии, Бехер внимательно изучает марксистско-ленинскую теорию, пристально вглядывается в окружающую действительность, как художник переживает смену эстетических принципов — его поэзия приобретает реалистический характер. Он клеймит хищничество буржуазии, изображает в своих стихах, как зреет в угнетенных ненависть к угнетателям и готовность действовать, обращается мыслью к Ленину, к Советской стране.

Переход к реализму поначалу сопровождался у Бехера склонностью к нарочито упрощенным, схематичным формам. В годы эмиграции он вырастает в подлинного мастера поэтического слова большого национального и мирового значения. Немалую роль в такой эволюции сыграло воздействие советской культуры.

Позднее, уже после краха гитлеризма, когда годы эмиграции остались позади и в молодой Германской Демократической Республике строилась новая жизнь, Вилли Бредель, поздравляя Бехера с 60-летием, писал ему; «Немецким народным поэтом, каким ты сегодня являешься, чьи песни поет наш народ и особенно наша немецкая молодежь, им ты начал становиться за десять лет до разгрома гитлеровского варварства, вдали от родины, в Москве».




Иоганнес Бехер — выдающийся поэт немецкого народа