Искусство
В изобразительном искусстве в первую четверть XIX века не наблюдается такого расцвета, как в художественной литературе, но все же и в нем намечаются сдвиги, отражающие сложную общественную обстановку того времени и борьбу идейных течений.
Наиболее значительными были в это время достижения архитектуры. Характерным для нее стилем является классицизм, в своем развитии приведший к стилю «ампир»; последний и получил в этот период наибольшее распространение. Ампир — стиль величественных построек с колоннадами.
Выдающимися архитекторами
В Москве, под Москвой и в провинции много зданий было построено в стиле классицизма и ампира крепостными архитекторами.
Значительно беднее живопись этой поры, особенно первых двух десятилетии.
В первую четверть XIX века выступает А. Г. Венецианов, вначале портретист, в 20-х годах ставший «отцом русского жанра», т. е. бытовых сцен. Идя от сентиментализма к реализму, он стал родоначальником целой школы в русской живописи.
Выдающимся художником был Кипренский, романтик по направлению.
В 20-х годах великолепным портретистом и жанристом был В. А. Тропинин, происходивший из крепостных крестьян. Он написал один из наиболее похожих портретов Пушкина. Тропинин отличается от Венецианова тематикой: Венецианов изображал крестьян и крестьянский быт, Тропинин — мелкий городской люд.
Из скульптуры только два памятника того времени оказались и художественно ценны и удовлетворяли гражданскому чувству современников. Это памятник Суворову в Петербурге и Минину и Пожарскому (182б’| в Москве, оба в классицистическом стиле.
Зарождается большой интерес к музыке не только в среде дворянства, но и среди купечества, служилой интеллигенции, чиновничества, мещан. Большого расцвета достигает в первую четверть XIX века романс и песня, основанная на народных мелодиях. Выдающиеся образны в этой области создали композиторы А. Н. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев. Плодотворно было влияние Пушкина на развитие музыки, связанной со словом: романса, песни, а затем и оперы. В области оперного творчества работал А. Н. Верстовский.
Выступав! в эту пору и создатель национальной русской школы в музыке — М. И. Глинка Но его знаменитые оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» появляются уже в следующую четверть века.
В области театра идет та же борьба разных направлений, что и в литературе. На сцене театров ставятся и трагедии классицизма, и пьесы сентиментального характера, и пьесы романтические.
Характерной чертой русского театра этого времени является тесная связь драмы и оперы. В оперу включались разговорные диалоги, а драматические спектакли содержали в себе много музыкальных вставок-увертюры, хоры, песни, арии, куплеты, балетные номера.
Театры были не только в Петербурге и Москве, но и в других городах и в усадьбах богатых помещиков. Играли на сценах частных театров крепостные артисты. Ставились оперно-балетные спектакли, комические оперы, комедии.
Среди актеров, крепостных людей, было немало выдающихся мастеров сценического искусства. Из крепостных людей вышел знаменитый актер М. С. Щепкин, основоположник реализма в русском актерском искусстве. Выдающийся крепостной актрисой была П. И. Жемчугова.
Много и других талантливых актеров выдвинуло в это время крепостное крестьянство.
Театр занимал важное место в общественной и культурной жизни начала XIX века: лучшими своими пьесами и игрой виднейших актеров театр воспитывал зрителей, поднимал патриотический дух в дни Отечественной войны 1812 года.
Искусство