Искусство ради искусства или поэзия Готье

Современникам он запомнился как пылкий защитник романтического искусства на премьере новаторского спектакля В. Гюго «Эрнани» . Борьбу за романтизм его приверженцы тогда выиграли. С того времени Готье считал автора «Собора Парижской Богоматери» другом, а себя — его учеником. Само увлечение творчеством В. Гюго повлияло на выбор жизненного пути девятнадцатилетнего юноши, который решил посвятить себя литературе. Но романтизм Готье имел свои особенности: он не воспринял гражданского пафоса своего учителя.

Подчеркнутый аполитизм

— одна из важных черт его жизненной позиции.

С первых шагов на творческом пути он отстаивал свободу искусства от законов общества. В теоретических выступлениях Готье защищал лозунг «искусство для искусства», которое он провозгласил в 1835 г. «Прекрасным является только то, что ничему не служит», — утверждал он. Эстетические вкусы поэта всегда были последовательными.

В статье «О прекрасном в искусстве» , которая имеет программный характер, он подчеркивал: «Искусство для искусства — это творчество, уволенное от всех стремлений, кроме стремления к совершенству».

Творческое наследие

писателя насчитывает большое количество прозаических и поэтических произведений, среди которых — романы, новеллы, эссе, статьи критического и теоретического характера. Наиболее известные его романы — «Мадемуазель де Мопен» , «Эльдорадо, или Фортунио» , «Капитан Фракас» и др.

Роман «Капитан Фракас» писатель задумал еще в молодости, но только в 60-е приступил к реализации своего замысла. В этом произведении наиболее полно проявилось его умение «живописать» словом, мастерски лепить человеческие характеры. Главный герой произведения, смелый, благородный барон где Сигоньяк, как и его литературный предшественник Д’Артаньян, — воплощение рыцарского служения даме сердца.

В этом образе нашел отображение романтический идеал автора.

В поэтическом сборнике «Эмали и камеи» , что состояла из 55 стихов, Готье проявил себя мастером-виртуозом, который, сосредотачивая внимание на цвете и линии, умеет передавать полутоны и оттенки. Много стихов этого сборника, в частности «Кармен», стали воплощением эстетичных принципов парнасцев. Так, обратившись к образу, хорошо известному благодаря новелле П. Мериме, поэт передал свое видение обольстительной цыганки. Она изображена с различных точек зрения: отношение женщин к ней резко отрицательное, мужчин — наоборот:

Кармен худа — коричневатый Глаза ей сумрак окружил, Зловещи кос ее агаты, И дьявол кожу ей дубил. Урод — звучит о ней беседа, Но все мужчины взяты в плен. Архиепископ из Толедо Пел мессу у ее колен.

Автор старается объяснить секрет привлекательности Кармен, переходит от описания признаков внешних к внутренним. Большую роль при этом играют метафорические эпитеты, метафоры. Лирический сюжет стиха усиливают антитетические, контрастные характеристики. Победная сила таинственной привлекательности и ее секрет подчеркнуты в последних двух катренах :

Она, смуглянка, побеждает Надменнейших красавиц рой, Сиянье глаз ее вселяет В пресыщенность огонь былой.

В ее уродстве скрыта злая Крупица соли тех морей, Где вызывающе нагая Венера вышла из зыбей.

Привлекает внимание оксиморон: уродливость волшебная. Эта характеристика, как и сравнение Кармен с Венерой, довершает портрет героини. В стихотворении наблюдаются присущее парнасцам описание и живописность. Но при этом ощущается стремление автора не только создать образ-портрет, а и понять сложный, загадочный характер. Эти попытки являются идейно-тематической основой произведения.

Стихи Готье имеют четкое композиционное построение: каждая строфа содержит ведущую мысль, которая связывает ее с предыдущей строфой. Поэтика Готье не всегда отвечает принципам парнаской школы, поскольку во многих произведениях он остается типичным романтиком с ярко выраженной манерой и подчеркнутым субъективизмом. Примером такого произведения является стихотворение «Последнее желание» — своеобразный гимн любви, которой не зависит от возраста и сопровождает лирического героя до последнего дыхания:

Я вас люблю — секрет вам ведом Уж добрых восемнадцать лет… Я стар — за мною вьюги следом, Вы — все весна и розы цвет.

Снега кладбищенской сирени Смягчили смоль моих висков… Я скоро весь укроюсь в сени Ее холодных лепестков.

С путем закатного светила Слилась земная колея… Среди всего, что высью было, Последний холм провижу я.

Ах, если б поздним поцелуем Меня раскрепостили вы, Чтоб, тщетной страстью не волнуем, Я смог уснуть под шум травы!

Автор использует типичную романтическую символику: «Я стар — за мною вьюги следом, Вы — все весна и розы цвет». Антитеза «я — вы» является характерной структурной особенностью произведения.

В стихотворении «Искусство», которое принадлежит к программным, Готье подчеркивал: «Все прах. — Одно, ликуя, Искусство не умрет. Статуя Переживет народ». Мысль о бессмертной силе искусства писатель доказал не только своими теоретическими выступлениями, а и литературным творчеством.




Искусство ради искусства или поэзия Готье