Искусство в судьбе человека (по повести В. Г. Короленко

Искусство в судьбе человека

… Музыка тоже великая сила, дающая возможность владеть сердцем толпы… Да, он прозрел… он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…

«Глаза, — сказал кто-то, — зеркало души» . Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира» , — написал В. Г. Короленко в своей чудесной поэтической повести «Слепой музыкант» о слепом от рождения, но очень одаренном мальчике.

Великий гуманист Владимир Галактионович в этом произведении попытался ответить на вечные вопросы о том, что такое счастье, какую роль играют в жизни человека искусство и любовь.

Петрусь родился живым и подвижным ребенком, но постепенно сделался задумчивым, стремящимся проникнуть в тайны, ему недоступные. Ведь он был лишен самого прекрасного пути познания мира — красок, света, всех оттенков живой и прекрасной природы.

Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка. Его мать и дядя Максим. Этот мужчина, в свое время известный забияка, уехал в Италию и примкнул к Гарибальди.

Оттуда вернулся

калекой, «правую ногу ему совсем отрезали, и поэтому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое-как опираться на палку» . Два разных начала — нежность и поэтичность матери и мужество старого воина — помогли Петрусю узнавать мир.

Сначала он изучал комнаты, прислушиваясь ко всему и ощупывая каждый предмет. С волнением читаем мы о том, как знакомился он с весенним миром, песнями птиц. Малыш, не в силах понять всего многообразия, «тихо застонал и откинулся назад на траву» . Он был в глубоком обмороке.

Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь. Тонкий психолог, Короленко удивительно точно передает чувства, которые испытывает слепой ребенок. Автор подмечает едва уловимые переживания, впечатления движения детской души.

Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе художественный дар.

На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима.

Долго пришлось матери на лучшем заграничном пианино «бороться с куском украшенной вербы» . Мальчик не признавал ее игры. Своей душой он чувствовал родное и близкое в звуках свирели и пугался при исполнении шумной и хитрой пьесы. И только когда барыня поняла, что «у мужика Иохима истинное, живое чувство» и открыла и у себя такое же, она сумела заставить мальчика полюбить свою игру.

С помощью звуков ребенок учился постигать и состояние души и цвета.

«Это увлечение музыкой стало центром его умственного роста: оно заполняло и разнообразило его существование» . Слепой учился играть на пианино, но любил также и дудку.

Благодаря режиму, заведенному дядей Максимом, мальчик нормально развивался физически и даже познакомился с соседской девчонкой Эвелиной, которая стала товарищем всей его жизни. Им хорошо вместе. Эвелина о многом рассказывает Петру, а тот играет для нее, стремясь все свои впечатления переложить на музыку.

Детская дружба переросла в юношескую привязанность, а затем и в настоящую любовь. Эвелина порой переставала замечать недостатки своего возлюбленного, да и Петр вместе с ней не чувствовал его так остро.

Но чем больше Петр становился личностью, тем больше страдал от своей ущербности. И, может быть, замкнулся бы он в себе и сделал себя навсегда несчастным, если бы не дядя. Ведь недаром тот отдал свое здоровье за счастье людей.

Максим постоянно добивался, чтобы и племянник думал меньше о своем недостатке, а больше о страданиях других, чтобы научился чувствовать чужое горе. Дядю беспокоило, что богатая усадьба — недостаточный, тесный мир для подростка, а жизнь здесь совсем не похожа на ту, которой живет большинство людей. Поэтому и Петрусь, «ставший уже юношей, вырос, как тепличный цветок, огражденный от резких сторонних влияний далекой жизни» .

И вот в усадьбу приглашаются различные гости, в том числе и музыканты. Петр и сам порой выезжает в люди. Все эти впечатления, с одной стороны, развили «замечательную тонкость ощущений» у него, «слух его чрезвычайно обострился» . С другой — привели к душевному кризису. Ему казалось, что жизнь не нужна, в него вложена некая злоба, потому что он родился слепым. Его мучает желание видеть.

Желание, которое судьба удовлетворила в последствии на одно мгновение, когда он узнал, что его ребенок родился нормальным.

Юноша стал уверять, что ему лучше было бы, если бы он был нищим, потому что в заботах о пропитании и тепле ему некогда было бы думать о своем несчастье. Но встреча с настоящим слепым нищим потрясает его. И твердый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. «Ты умеешь только кощунствовать со своей сытою завистью к чужому голоду!… «- бросает Максим Яценко племяннику. И тот в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам.

Но играл он не ту интимную музыку, что в усадьбе, для себя и близких. Сейчас его игра веселила народ в праздники и ярмарки, а порой умиляла или заставляла грустить. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась, «как будто страшный кошмар навсегда исчез из усадьбы» , куда Петр возвращается. Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве.

А вскоре он овладел и высотами классической музыки в Киеве.

Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын.

В течении долгих месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: «Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно» , — «будто прожгли в мозгу огненную дорогу» .

Еще когда Петрусь был очень маленьким, старый гарибальдиец мечтал: «… несправедливо обиженный судьбою подымет со временем доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью, и тогда я недаром проживу на свете, изувеченный старый солдат…» . Мечта старого воина сбылась. Повесть кончается эпилогом, в котором рассказывается, как в Киеве состоялся дебют слепого музыканта. В его музыке публика слышала и «живое чувство родной природы» , и гремящую гулко бурю в небесах, и мелодию, счастливую и свободную, как степной ветер. И вдруг находящийся в зале Максим услышал песню слепых: «Подайте слепеньким… р-ради Христа» . И вместе с Максимом Яценко и публикой мы чувствуем, что Петр Яценко действительно прозрел, потому что его искусство служит людям и напоминает «счастливым о несчастных…» .




Искусство в судьбе человека (по повести В. Г. Короленко