Использование аллегоричных приемов в поэме Б. Олейника «Крыло»
Борис Олейник вошел в литературу на границе 50- 60-х годов уже прошлого столетия. В своих поэзиях сохранил лучшие традиции предшественников, но и сделал разнообразным их элементами метафорического мышления и фольклором. В этом — секрет неизменяемого внимания читателей к творчеству Б. Олейника.
За что же так ценят современники его произведения? Прежде всего, за правду, которая, как острый нож, удаляет «общественные опухоли». А их очень много: люди — потребители, для которых материальное благосостояние становится и целью, и стилем
Казалось бы, эти отрицательные черты должны постепенно исчезать по мере прогресса общества. Тем не менее, они остаются, и не столько в своих внешних проявлениях, сколько во внутренних — душах, сердцах людей. Эта проблема не стала новой и для Б. Олейника. Поэт рассуждает о добрых и плохих началах в человеческой душе на страницах поэмы «Крыло» . Новогодней ночью каждый получает что-то в подарок, герои поэзии — крыла:
…Кому — валенки, кому — мед от простуды, …а этому аспиду, прости, Господи, —
И в самом деле поэт использует сказочный сюжет: маленький мальчик приносит птицу с перебитым крылом. Он присматривает за ней, заботится. И чудо-птица становится ему добрым товарищем и братом, «очеловечивается» извне — имеет вышитую рубашку, кеды. Выздоровев, птица каждую весну прилетала к своему спасателю, учила его летать, рассказывала о своих странствованиях. Автор использует аллегорию, утверждая, что человек должен жить мечтой, хотя бы в мыслях взлетать над повседневностью.
Поэтому и благороднее, и счастливее становится маленький мальчуган. Как сирота, он горько плакал, провожая журавлей в путь. Между маленьким ребенком и птицей возникает взаимозависимость: «каждую весну буду прилетать, брат, так как крылом я к тебе прирос». В отношениях «очеловеченной, птицы» и мальчика — птицы, главное — духовное общение, дружеская поддержка и понимание друг друга:
А потом над селом они взлетали, И звезды их прятались под крылья, И так обоим им хорошо было! И так в мире хорошо было!
Тем не менее эта идиллия поднимается… «Сосед-завистник», человек, всем чужой и враждебный, убивает журавля посошком. Чтобы припрятать кражу, свидетелем которой невольно стала доверчивая птица. Из-за его смерти юноша теряет способность летать, он вдруг стареет:
…Крошились зубы, западали щеки, — и он становился столетним, древним дедом.
Вместо руки у главного героя появляется окровавленное «надломленное крыло». Эта деталь-аллегория приобретает символическое значение, так как когда-то его «товарищ» сказал «…так как крылом я к тебе прирос». Герой берет на себя смертельную боль крылатого побратима, убитого зверем в человеческом подобии, который совесть давно продал.
Б. Олейник художественно решает проблему вины и наказания. Сосед-преступник страдает, так как каждый раз в полночь
…на пороге вырастал юноша С лицом серым, как сырая земля, Седевший от тумана.
«Как в ловушке волк», заметался преступник, он даже обращается к суду, чтобы пересидеть в тюрьме некоторое время. Тем не менее, мудрый судья заметил всю горечь и гадость его преступления.
Наказание преступника — не в мучениях совести, а в вечном страхе за себя, так как он преступными действиями поставил себя вне законов человеческого существования. Надо беречь «небо» — эта аллегория — сердцевина поэмы Б. Олейника понимается сегодня так: человек должен жить высокими помыслами, и хотя нет наказания за убийство человеческой мечты, благосклонности, души, — это самое страшное преступление. Итак настало время нам, молодому поколению, осмотреться вокруг, увидеть над собой золотые звезды, синее небо, прислушаться к пению птиц.
И ждать, когда к нам и в окно постучит журавль — символ счастья и согласия!
Использование аллегоричных приемов в поэме Б. Олейника «Крыло»