Исповедальный стих «И скучно и грустно»

Белинский отнес это произведение к наибольшим достижениям на территории русской поэзии. «Ошеломляющий душевный реквием», «похоронная песня всей жизни» — это сказано о небольшом произведении, которое состоит всего из трех строф, вконец простой, где нет ничего, кроме прямого языка героя,- ни ярких эпитетов, ни сравнений, никаких двузначных выражений со скрытым содержанием, ни одной метафоры. Он напоминает дневниковую запись минутного душевного состояния, передает свободное движение мысли и одновременно владеет внутренней завершенностью

и целостностью. Завершенность создается благодаря единому композиционному принципу, который характерный для романтического мышления Лермонтова,- принципа контраста, антитезы.

Стих является цепочкой будто произвольно плывущих мыслей лирического героя, который размышляет о смысле жизни. Однако большинство этих мыслей-мотивов глубоко значимы и поэтому постоянны для Лермонтова. Отсюда их афористическая законченность. Перед нами не поиск истины, а констатация давно найденного ответа на уже стонадцатый раз поставленный вопрос.

Но этот вопрос такой важный, а горькая истина такая важная для героя, что

он снова и снова возвращается к ним.

В первых двух строках стиха описывается состояние героя, а потом дается объяснение этому состоянию. Стих скрепляется единой интонацией диалога с самим собой. В этом диалоге сталкиваются две крайности — утверждение и возражение. Утверждение связанное со стремлением изуродованной борьбой мыслей и чувств личности «приклониться» к чему-то положительному, возражение — с невозможностью найти душевное тепло в существующем мире.

Поэт безуспешно старается найти опору в жизненных ценностях, которые когда-то были для него важными — в желаниях, любви, страстях, воспоминаниях, и, наконец, окончательно отбрасывает и названные ценности, и саму жизнь. «Высокие слова помещены в контекст разговорной, стилистически более «низкой» лексики. В результате возникает контраст, который подчеркивает невозможность традиционно высоких целей и обычных ценностей в реальной жизни: «Любит… но кого же?, на время — не стоит труда, А вечно любить невозможно и т. п. Интонация стиха основана на сложном взаимодействии бесстрастного тона констатационного сожаления. Автор нагнетает однотипные или одинаковые слова и синтаксические конструкции.

Десятикратный повтор союза «и» еще больше усиливает монотонность лирического монолога и будто уравнивает значение всех его частей. Тем самым подчеркивается основная мысль стиха: все отдельно и жизнь в целом не имеют смысла. Монотонность интонации достигается и с помощью звуковых повторов.

Например, звук «в» является опорным в первых двух строках, которые задают настроение лирического героя, а потом будто несет на себе отблеск этого настроения до конца стиха.

«И скучно и грустно» — одновременно и «документ» мироощущение человека определенной исторической эпохи, и «памятник» романтического мышления. Непосредственное чувство, о котором сказано в начале стиха, служит эмоциональным толчком к развитию мысли. С этим связан и ритмический рисунок стиха. Элегично-певучее начало с третьей строки отступает. На правильный размер накладываются паузы, которые диктует содержание. Эти смысловые разрывы и паузы поэт передает тремя точками.

Перед нами в полном понимании слова «поэзия мысли».

Во время ссылки и позднее раскрылся еще один художественный талант Лермонтова. Он с детства увлекался живописью. Сохранились его акварели, картины, написанные масляными красками, рисунки — пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры.

Многие из них связаны с кавказскими впечатлениями. Художественные работы Лермонтова нередко опережали его литературные произведения. Следует отметить, что Лермонтов был чрезвычайно одаренным человеком: он хорошо лепил — и отдельные фигуры, и целые композиции; играл на нескольких музыкальных инструментах, имел абсолютный слух. Но смыслом его жизни была, конечно, литература.

Благодаря заботам бабушки, которая призвала на помощь всю знатную петербургскую родню, кавказская ссылка была сокращена.

В октябре 1837 года Лермонтова перевели в Новгородскую губернию, а потом в лейб-гвардии гусарский полк, который стоял в Царском Селе. В мае 1838 года он устроился в Петербурге. Это были годы его литературной славы. Он попадает в пушкинский литературный круг, знакомиться с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетневым, его принимают в семье Карамзиных, с которой он особенно сблизился.

Здесь постоянно звучало имя Пушкина, здесь видавшая виды его вдова Наталья Николаевна. Лермонтов принимал участие в домашних спектаклях и развлечениях, подружился с постоянными посетителями салона: А. О. Смирновой-Россет, И. П. Мятлевым, Е. П. Ростопчиной. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал «Тучи». В 1840 году в Петербурге отдельными изданиями вышли единственный прижизненный сборник поэтических произведений «Поэзии» и роман «Герой нашего времени».

Сборник включал 26 поэзий, поэму «Мцыри» и «Песню о купце Калашникове». Наследие Лермонтова до 1840 года составляло уже около 400 стихов и нескольких поэм, без драматических произведений. Однако поэт был очень строг к себе, и опубликованный сборник произведений стал результатом серьезного отбора.

Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Исповедальный стих «И скучно и грустно»