Исследовательские романы Белля
Но ожидания часто оказывались напрасными — случалось, что человеку приходило траурное сообщение. Белль писал исследовательские романы, в которых старался проанализировать причины великой трагедии страны и обстоятельства, которые привели к «маленькой трагедии» каждого человека. Этому посвящен его наиболее значительный роман «Групповой портрет с дамой».
У Белля рассказчиком-исследователем, который собирает досье дамы, выступает любознательный молодой мужчина, который всегда именуется даже не автором, а просто «авт.».
В «Групповом портрете» автор — добровольный защитник, который задумал возобновить добрую репутацию скромной немолодой женщины по имени Лене Груйтен, собрав свидетельства родных, знакомых и друзей, не отказавшись от показаний недоброжелателей. Расспрашивая тех, кто знал Лене в разное время и при разных обстоятельствах, он стремится докопаться до морального
Все эти извилистые хождения по мукам отобразились в памяти спутников и попутчиков.
Даже верных друзей Лене смущают и шокируют некоторые ее поступки, каждый участник этого самодеятельного расследования наверняка знает, в чем ошибалась Лене, все считают, что она сама является причиной собственных несчастий. Если бы, дескать, Лене немного уступила своими чудачествами и прихотями, то достигла бы благополучия и счастья. На протяжении всей своей жизни Лене будто не замечает взрывов и поворотов немецкой истории.
Кажется, эта «настоящая немецкая девушка», а со временем вдова фронтовика покорно несет свой крест, но это совсем не так. Лене, ни одним словом, ни одним делом не протестуя против нацистского режима, осуществляет поступки, несовместимые с догмами и законами рейха. Понятно, что больше всего укоров и сплетен вызывает ее роман с советским военнопленным Борисом Колтовским. Их любовная история в данном случае отнюдь не частное дело, а вызов всем устоям и нормам.
Если бы об этом узнала власть, их ожидало бы страшное наказание.
Образ красноармейца Бориса Колтовского не столько типичная реальность, сколько подражательный отклик Белля на его любимых героев Ф. Достоевского и Л. Толстого. Воссоздавая незнакомый ему, но привлекательный русский характер, Белль перенес известные идеальные образы в другую трагическую атмосферу. Но важен и другой момент: тонкий ценитель немецкой культуры, Борис воспитывает в Лене вкус к настоящим национальным ценностям.
Лене навсегда сохранила благосклонность к тем немецким поэтам, которых ей открыл Борис. Вопреки всей показной стихийности и загадочности характера Лене, Белль вложил в этот образ нескрываемую тенденциозность: она — обычный человек, идет за велением сердца, и это помогает ей не потерять своего достоинства, сохранить наперекор всем бедам собственную честь.
В 1967 г. Белль побывал в Москве, Тбилиси и Ленинграде, где собирал материалы для фильма о Ф. Достоевском. Белль активно выступал в защиту писателей-диссидентов, а это вызвало раздражение советской официальной власти. Белль был глубоко верующим католиком, для него религия была мерилом человеческой совести.
Он резко подвергал критике официальную церковь в романах «Дом без хозяина и «Глазами клоуна». Не принадлежал ни к одной политической партии, тем не менее в предвыборной кампании начала семидесятых годов активно поддерживал Социал-демократическую партию Германии.
Оппозиционная Партия христианских демократов и симпатизирующие им средства массовой информации объявили Белля духовным наставником терроризма. В связи с широкой облавой на террористов в доме Белля в Эйфели был произведен обыск. В 1974 г. Белль опубликовал повесть «Утраченная честь Катарины Блюм, или как возникает насилие и к чему оно может привести». Героиня повести приютила человека, заподозренного в терроризме, ее фамилия попадает в газеты, ее травят и обливают грязью.
В финале повести уже Катарина Блум осуществляет террористический акт против журналиста, который запятнал ее честное имя.
Повесть вызвала большой общественный резонанс, была экранизирована. В 1982 г. на Международном конгрессе писателей в защиту мира в Кельне Белль выступил с речью «Образы врагов», в которой напомнил о опасности реваншизма. В скором времени после выступления произошел поджог дома Белля в Эйфеле, в результате которого часть дома сгорела.
Тогда же совет Кельна присвоил писателю звание почетного гражданина и приобрел архив Белля. В 1985 г. в связи с сороковой годовщиной капитуляции фашистской Германии Белль опубликовал «Письмо к моим сыновьям», в котором рассказал о том, как он лично пережил окончание войны.
Тема сведения счетов с фашистским прошлым присутствует и в последнем посмертно изданном романе «Женщины на фоне речного пейзажа». В 1980 году Белль тяжело заболел, перенес частичную ампутацию правой ноги. В начале июля 1985 г. вынужден был снова лечь в клинику. 15 июля его выписали домой, а на следующее утро Белль неожиданно умер.
Похоронен 19 июля в Борнхайме-Мертене близ Кельна. Символичным является название посмертной публицистической книги Белля — «Способность горевать».
Исследовательские романы Белля