Истина в романе Мастер и Маргарита
Размышления о философских аспектах бытия
Вопрос об истине есть всегда ключевой в жизни людей. Истина — она всегда в основе мировоззрения человека, в понимании его роли на земле. Каждый вольно или невольно согласует свою жизнь с критериями плохого и хорошего, ложного и подлинного, преступного и высоконравственного. И все считают, что оценивают истину в основном так, как оценивают ее окружающие.
То есть разные люди оценивают ее по-разному: ведь мир неоднороден и многолик. А есть ли истина в последней инстанции, истина абсолютная?
Люди чаще всего становятся врагами именно из-за того, что по-разному понимают ее смысл и стараются примерить эту истину на себя. Истина должна служить им, а не они истине. Так они считают.
Этот вопрос является главным в беседе Понтия Пилата, могущественного прокуратора, и мирного бродячего философа в разорванном голубом хитоне. Кто такой измученный, страдающий путник, попавший в руки вассалов римского императора?
И кто такой Понтий Пилат, первое лицо в Ершалаиме? Его белый плащ с кровавым подбоем — воплощение блеска и могущества власти с ее насильственной сутью. Изношенный
Понтий Пилат с пристрастием допрашивает «бродягу» о том, почему он «подговаривал» народ Ершалаима разрушить храм. Сам вопрос представляется Иешуа Га-Ноцри нелепым. Призывать к разрушению храма он точно не мог. Храма в материальном, вещественном смысле.
Он лишь «говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины».
Умный и проницательный Пилат понимает, о чем речь. И понимает масштабы величия личности стоящего перед ним человека, который как всякий смертный страдает от боли и опасается за свою жизнь. Га-Ноцри говорит о том, что перед всем человечеством стоит глобальная задача преобразования мира на началах добра и человечности. Старая вера, несомненно, воплощает в себе идею зла и насилия, а новая должна сделать людей счастливыми, придать их жизни иной, созидающий смысл.
Всех людей он считает изначально добрыми, лишь жизнь сурово обошлась с ними.
Именно так понимает прокуратор речи Га-Ноцри и видит в тщедушном, измученном человеке грозную силу и, возможно, возмездие.
А как сию минуту ответит философ на вопрос о том, что есть истина? Она в том, что у прокуратора болит голова. Страдания наместника императора вызывают в душе арестованного сочувствие к нему.
Слабый и поверженный жалеет грозного и могущественного. При этом философия всепобеждающего добра, которую несет Га-Ноцри людям, потрясает Понтия Пилата.
Но, боясь агентов императора Тиверия, мстительного и беспощадного, Пилат делает выбор в пользу зла: издает приказ о казни Га-Ноцри. Иначе приговоренным оказался бы он сам. Это отступничество от истины, причиной которого становится трусость, дорого обходится прокуратору. Его до конца жизни мучают угрызения совести.
И лишь после смерти, в ином мире, по лунной дорожке он идет рядом с тем, кого по его приказу предали мучительной казни за истину. Га-Ноцри прощает Пилата, соглашается с тем, что «ее», казни, «не было».
Идея добра торжествует, потому что она заключена в абсолютной, идеальной, всем понятной истине: только добро имеет для людей плодотворный, жизнеутверждающий смысл.
Истина в романе Мастер и Маргарита