Истина в романе Мастер и Маргарита

Размышления о философских аспектах бытия

Вопрос об истине есть всегда ключевой в жизни людей. Ис­тина — она всегда в основе мировоззрения человека, в понима­нии его роли на земле. Каждый вольно или невольно согласует свою жизнь с критериями плохого и хорошего, ложного и под­линного, преступного и высоконравственного. И все считают, что оценивают истину в основном так, как оценивают ее окру­жающие.

То есть разные люди оценивают ее по-разному: ведь мир неоднороден и многолик. А есть ли истина в последней инстанции, истина абсолютная?

Иными словами, истина для всех?

Люди чаще всего становятся врагами именно из-за того, что по-разному понимают ее смысл и стараются примерить эту истину на себя. Истина должна служить им, а не они истине. Так они считают.

Этот вопрос является главным в беседе Понтия Пилата, могущественного прокуратора, и мирного бродячего фило­софа в разорванном голубом хитоне. Кто такой измученный, страдающий путник, попавший в руки вассалов римского им­ператора?

И кто такой Понтий Пилат, первое лицо в Ершалаиме? Его белый плащ с кровавым подбоем — воплощение блеска и могу­щества власти с ее насильственной сутью. Изношенный

хитон измученного проповедника и роскошный плащ властителя Иудеи свидетельствуют об их образе жизни и общественном по­ложении: человеческие сущности этих людей несоизмеримы.

Понтий Пилат с пристрастием допрашивает «бродягу» о том, почему он «подговаривал» народ Ершалаима разрушить храм. Сам вопрос представляется Иешуа Га-Ноцри нелепым. Призывать к разрушению храма он точно не мог. Храма в материальном, вещественном смысле.

Он лишь «говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся но­вый храм истины».

Умный и проницательный Пилат понимает, о чем речь. И понимает масштабы величия личности стоящего перед ним человека, который как всякий смертный страдает от боли и опа­сается за свою жизнь. Га-Ноцри говорит о том, что перед всем человечеством стоит глобальная задача преобразования мира на началах добра и че­ловечности. Старая вера, несомненно, воплощает в себе идею зла и насилия, а новая должна сделать людей счастливыми, при­дать их жизни иной, созидающий смысл.

Всех людей он считает изначально добрыми, лишь жизнь сурово обошлась с ними.

Именно так понимает прокуратор речи Га-Ноцри и видит в тщедушном, измученном человеке грозную силу и, возможно, возмездие.

А как сию минуту ответит философ на вопрос о том, что есть истина? Она в том, что у прокуратора болит голова. Страдания наместника императора вызывают в душе арестованного со­чувствие к нему.

Слабый и поверженный жалеет грозного и мо­гущественного. При этом философия всепобеждающего добра, которую несет Га-Ноцри людям, потрясает Понтия Пилата.

Но, боясь агентов императора Тиверия, мстительного и бес­пощадного, Пилат делает выбор в пользу зла: издает приказ о казни Га-Ноцри. Иначе приговоренным оказался бы он сам. Это отступничество от истины, причиной которого становится трусость, дорого обходится прокуратору. Его до конца жизни мучают угрызения совести.

И лишь после смерти, в ином мире, по лунной дорожке он идет рядом с тем, кого по его приказу предали мучительной казни за истину. Га-Ноцри прощает Пи­лата, соглашается с тем, что «ее», казни, «не было».

Идея добра торжествует, потому что она заключена в абсо­лютной, идеальной, всем понятной истине: только добро имеет для людей плодотворный, жизнеутверждающий смысл.




Истина в романе Мастер и Маргарита