Истинная и ложная интеллигентность. По тексту Д. С. Лихачева Когда-то, очень давно мне прислали важное издание «Слово о полку Игореве»
Известный публицист и литературовед Д. С. Лихачев рассуждает в своем тексте о границах лжи и непорядочности. Автор задается вопросом: может ли человек, считающий себя интеллигентным и культурным, позволять себе бесчестные поступки?
Лихачев предлагает рассмотреть, казалось бы, заурядный случай: человек взял у кого-то книгу для чтения и «забыл» вернуть хозяину. При этом у него даже не возникает чувство неловкости от того, что подвел кого-то, поставил в двусмысленное положение.
Это нередкое в наше время явление автор называет «нравственным
Прощая себе незначительное зло, можно в итоге скатиться к большому злу. Совершая безнравственный поступок, человек поступается совестью, вольно или невольно он разрушает собственное достоинство, от чего страдает и сам. Думаю, интеллигентный человек либо стремящийся быть таковым непременно согласиться с мнением публициста.
Русские классики нередко поднимали в своих произведениях проблемы порядочности
Дворянин отстаивает не только свое доброе имя, но и честь возлюбленной.
Персонажи «Войны и мира» Л. Н. Толстого прошли серьезные нравственные испытания, но выдержали их с честью, без трусости и унижений. Отец князя Болконского, провожая Андрея в армию, говорит, что сумеет пережить смерть сына, но бесчестия его сердце не перенесет. Для молодого князя понятия о чести незыблемы, нет сомнений, что он будет верен им до конца.
Сегодня, к сожалению, нравственные понятия девальвировались. Вероятно, нам необходимо быть более требовательными и бескомпромиссными по отношению к себе и поступкам окружающих нас людей.
Истинная и ложная интеллигентность. По тексту Д. С. Лихачева Когда-то, очень давно мне прислали важное издание «Слово о полку Игореве»