Историческая тематика в творчестве Т. Шевченко

Специфика произведений на историческую тематику в творчестве Т. Шевченко. Произведения, посвященные исторической тематике, имеют большое значение для литературы. Эти произведения отличаются художественным совершенством, историческим достоверностью, большой художественной ценностью.

Они объединяются изложением фактов и захватывающим сюжетом. Такого эффекта автор достигает через объединение художественного вымысла с историческим материалом.

Произведения Тараса Шевченко на историческую тематику.

«Гамалия». В поэме изображен

поход украинских казаков на турок, плен и освобождения из плена. Поэма состоит из трех песен-плачей, которая приближает ее к народным думам и историческим песням.

Фольклорную основу имеет также образ Гамалий — он напоминает нам образ казацкого предводителя из народного творчества.

«Гайдамаки». Поэма «Гайдамаки» посвящена Колийвщины — народному восстанию против польской войск 1768 года. Яркими образами поэмы являются Гонта и Железняк, которые воплощают образы тогдашних народных предводителей, они наделены всеми казацкими добродетелями.

Но Гонта и Железняк — образы противоречивые

и глубоко психологические.

«Тарасова ночь». Исторической основой поэмы является победа казаков над войском польских войн. Это событие состоялось в 1630 года под Переяславом.

Поэт призывает украинцев не забывать своего героического прошлого, он воспевает предводителей народных восстаний, в частности Тараса Федоровича, Северина Наливайка. Ночь — образ символический, он означает общественный порядок, т. е. мрак, который властвует в политической, общественной жизни украинцев. Интересным является также образ кобзаря, который является рассказчиком в поэме.

Тематика произведения яркая, богатая на тропы и символы, имеет фольклорную и историческую основу.

«Иван Подкова». Эта поэма является яркий образцом литературы в казацкой победе и смелости. Автор воспевает казака Ивана Подкову, изображает его справедливым и храбрым.

Иван уважает казаков-побратимов, а они уважают его. В произведении наблюдаем также фольклорные мотивы, пейзажи, которые отмечают настроению героев. Поэма насыщена тропами, параллелизмом, символами и метафорами. Тарас Шевченко часто обращался к исторической тематике. Целью таких произведений является изложение исторических событий, их переосмысление из позиции обычного украинца, переосмысление из точки зрения народной морали и общечеловеческих моральных ценностей.

Такие произведения не просто повествуют — они имеют глубокое поучительное содержание.

Жанровые особенности ранних поэзий Т. Г. Шевченко. После освобождения из крепостничества молодой Шевченко посещал классы Академии искусств. И в этом «святилище», где излагали выдающиеся художники, Шевченко начинает писать стихи.

Деятели литературы и искусства нередко устраивали вечера, куда почти всегда приходил Шевченко. На этих вечерах он познакомился с Е. Гребенкой, поэтом и переводчиком О. Струговщиковым, поэтом, этнографом-музыкантом Г. Марковичем и многими вторыми культурными деятелями. Поэма «Екатерина». В первый сборник вошло восемь произведений. Среди них была поэма «Екатерина», в которой поэт, рассказав о судьбе обесчещенной девушки, высказал свое сочувственное отношение к женщинам.

По жанру «Екатерина» — это лиро-эпическая поэма. Для нее характерное воспроизведение жизни героев в напряженные моменты. В произведении поэт показывает трагическая жизнь Екатерины, раскрывает черты ее характера.

Очень часто Шевченко эпический рассказ перерывает лирическими отступлениями, в которых высказывает свое отношение к героям, к явлениям общественной жизни.

Лирика. «Кобзарь» 1840 года приоткрывается поэзией-раздумьем «Думы мои,

Думы мои…» В этом лирическом произведении Шевченко высказывает свои взгляды на искусство и на художественное слово. Он сознает себя певцом народа, говорит в тяжелом горе человека, в ее недоля. Именно поэтому его думы «стали на бумаге печальными рядами». В лирике Шевченко раннего периода заметное место занимают произведения в сироте, выражается недовольство поэта тогдашней действительности.

Баллады Т. Шевченко во многом продолжают традиции той литературы. Тем не менее, за идейным направлением, поэтический мастер, образной системой они были явлением новаторским.

Поэзия «Тополя» написана у «Кобзаря» в 1840 года. Здесь выразительно звучит мотив одинокости. Кроме фантастического эпизода превращения девушки в тополь, в балладе все реалистическое.

Произведения раннего периода показали, что в украинскую литературу пришел художник, который способен вывести национальную культуру на высочайший мировой уровень. У них много чувств, огня, любви к отчизне. Поэтическое слово зазвучало с неслыханной силой, открыло новый мир поэзии, засветилась неизвестной к сим порам простотой и поэтической грацией.

Образы Гонты и Железняка Поэт захватывается героизмом повстанцев. Они для него являются настоящими героями, орлами, которые спасут:

Лети орел, лети сизый Под небесами, Шишка Максим, шишка отец Степями-лессами. Ой летит орел этот, А за ним орлята; Шишка Максим, шишка отец, А с ним мальчонки.

В народных пересказах нет свидетельств об убийстве Гонтой своих сынов-католиков. Шевченко вводит в поэму этот эпизод, чтобы подчеркнуть преданность предводителя делу. В этом Гонта похожий на гоголевского Тараса Бульбы, так же не может отступить, иначе не сможет потом требовать выполнения присяги от других участников восстания.

Восстание гайдамаков было жестоко подавленно объединенными силами поляков и войском русского царя. Максима Железняка заклеймили и отправили на вечную каторгу в Сибирь, где теряются его следы. Гонта как подданного Польши был отдано под суд. Его долго подвергали пытке, а потом казнили. Тарас Шевченко поэмой «Гайдамака» будит усыпленное сознание потомков знаменитых повстанцев, напоминает им о героическом прошлом.

Поэт недоволен пассивностью народных масс, покорностью господам. С болью в сердце Шевченко говорит о том, что потомки гайдамаков не знают, где могила Гонты, где похоронили «мученика праведного», где покоится Железняк, «душа искренняя». Но борьба гайдамаков не была напрасной.

Остались песни, пересказы, легенды, которые рассказывают нам о знаменитом прошлом, об отчаянной, героическую борьбе за свободу.




Историческая тематика в творчестве Т. Шевченко