Исторические песни и былины

Исторические песни «О Щелкане Дудентьевиче», «О Михаиле Козаринове», «О взятии Казани» . Исторические песни немного отличаются от былин. Правда, некоторые богатыри напоминают разных исторических героев, но в былинах все фантастично-сверхъестественно. В исторических же песнях воспеваются исторические события и лица, часто преувеличенные народной фантазией; но сказочного, сверхъестественного в исторических песнях нет.

Когда складывались исторические песни? Большая часть исторических песен относится к эпохе татарского

ига, к эпохе Иоанна Грозного и к Смутному времени. Но и в позднейшие времена складывались в народе исторические песни, складываются и в наши дни. Самые известные песни из эпохи татарского ига, это — песни о Щелкане Дудентьевиче и о Михаиле Козаринове.

Песня о Щелкане Дудентьевиче. Щелкан Ду-дентьевич — любимый шурин татарского царя Азвяка. Ездит Щелкан по покоренной русской земле и берет жестокую дань с русских людей: «С князей брал по сту рублев, С 6о(яр — по пятидесяти, С крестьян — по пяти рублев; У которого денег нет, У того — дитя возьмет; У которого дитя нет, У того жену возьмет; У которого жены пет, Того

самого с головой возьмет». В песне рисуется тяжелая картина сбора дани.

Пока Щелкан таким образом собирает дань, в «Большой Орде» царь Азвяк делит между татарами русские города: кому он дарит Вологду, кому — Кострому, одному любимому шурину, Щелкану Дудентьевичу, ничего не подарил. Щелкан между тем возвращается в Орду и просит Азвяка подарить ему «Тверь старую, Тверь богатую». Получивши Тверь, Щелкан едет в свое новое владенье и начинает так круто (расправляться с тверичанами, что они, доведенные до отчаяния, идут жаловаться на него своим русским князьям, Борисовичам. Князья хотят заступиться за своих мужиков и отправляются к Щелкану с подарками. Щелкан подарки принимает, но князьям «чести не воздает».

Тогда, потерявши терпенье, они расправляются с злым татарином: один берет его за волосы, другой — за ноги и разрывают его пополам. «И ни на ком не сыскалося». В этих словах, которыми заканчивается песня, народ выражает свою заветную мечту. Вряд ли такой поступок на самом деле остался бы безнаказанным! О Михаиле Козаринов е. Другая песня из татарской эпохи рассказывает о том, как Михайло Козаринов освобождает из татарского плена русскую девушку «полоняночку». Сам Михайло Козаринов своей силой и удалью напоминает знакомых нам богатырей.

В песне рассказывается, как он увидал с горы «в поле три бела шатра»; увидал: «Сидят три татарина, Три собаки: наездники, Перед ними ходит красна девица, Рус ска девица полоняночка». Три татарина взяли еев плен, а она перед ними плачет, «во слезах не может слова молвити». Очевидно, часто татары брали таким образом в плен русских девушек и увозили их. «Как ясен сокол напущаетсяНа синем море на гуси и лебеди, В О чистом поле напущается Молодой Михаила. Козарянин» на трех злодеев татар. «Первого татарина копьем сколол, Другого, собаку, канем стоптал, Третьего — о сыру землю». Освободив русскую девушку, он узнает в ней родную сестру.

Жалобно она рассказывает брату: «Я вечор гуляла в зеленом саду Со своей сударыней матушкой, Как издалеча из чиста поля, Как черны вороны налетывали, Набегали тут три татарина наездника, Полоняли — меня, красну девицу, Повезли меня ва чисто поле; А я так татарам досталася, Трем собакам наездникам». Песня о взятии Казани. Из эпохи царствования Иоанна Грозного известны песни, в которых отражается характер Горзного царя, порывы его страшной жестокости, переходящей иногда вдруг в покаяние и щедрую милость. Известна песнь о взятии Казани. Рассказывается, как пушкари подвели подкопы под стены казанские, подкатили бочки с порохом, провели к бочкам фитиль и прикрепили его к зажженной «свече воску я! рого».

Такую же свечу зажег у себя в палатке царь Иван Васильевич и следит, как она догорит, зная, что когда догорит эта свеча, догорит и та, которая в подзе-мельи, и должен раздаться взрыв, стены казанские должны взлететь. Однако, свеча догорает, а взрыва нет. «Воспалился тут великий князь Московский, Князь Иван, сударь, Васильевич, прозритель, И начал канонеров тут казнити, Что иачалася от канонеров измена». Едва упросили пушкари царя выслушать их, объяснили ему, «Что на ветре свеча горит скорее, А в земле то свеча идет тише».

Призадумался грозный царь, слушая объяснение пушкарей, а в это время свеча под землей догорела, раздался взрыв, и стены казанские взлетели на воздух. Есть песни о пощрении Сибири, о казаке Ермаке. Песни эпохи Смутного времени и др. Несколько песен относятся к эпохе Смутного времени.

В этих песнях мы видим отрицательное отношение к Лжедмитрию, Гришке Отрепьеву, которого народ называет «еретиком», «вором-собакою», а Марине Мнишек даже приписывается колдовство, чародейство: когда Лжедмитрия убили, Марина вылетела из окна, обернувшись сорокой. Есть песня о царевне Ксении Годуновой, к которой народ, наоборот, относится с большим сочувствием, жалеет ее, оставшуюся сиротой после смерти царя Бориса Годунова, во власти Гришки Отрепьева. Есть несколько песен о Петре Великом. Складывались народные и солдатские песни и позднее, во время разных войн.

Складываются песни в народе и в наши дни.




Исторические песни и былины