Исторические портреты в творчестве Г. Р. Державина

1. Образ Суворова. 2. Роль природы в изображении полководца. 3. Воодушевление своим примером солдат.

4. Дела и поступки великой личности.

Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат. А. В. Суворов В своем поэтическом творчестве Г. Р. Державин обращается к историческим личностям. Они многое сделали для нашего государства, не только прославив себя, но и защитив наши рубежи от неприятеля. Любимыми персонажами поэта являются А. В. Суворов и Н. П. Румянцев. Я хочу остановиться в своем сочинении на личности Суворова, человека, достойного

всяких похвал.

Именно с его именем связаны такое историческое событие, как переход через Альпы, когда он решился вести свое войско там, где это казалось бы невозможно. Благодаря этому ему удалось не допустить полного разгрома своей армии. Не менее известно взятие суворовской армией Измаила, неприступной турецкой крепости.

Все эти события нашли отражение в героических одах Г. Р. Державина «На переход Альпийских гор», «На взятие Измаила». В них красочно обрисованы все черты великого полководца. В исследовательской литературе отмечено, что поэт в своих одических произведения создает не абстрактный

портрет исторического лица, а показывает в нем те черты и оттенки, которые свойственны именно этому человеку. Так, перед нами предстает не просто великий полководец, а конкретная личность с его отличительными качествами. Обратимся к одному из стихотворений о Суворове — «На взятие Измаила».

Даже природа радуется победе его войск: Везувий пламя изрыгает, Столп огненный во тьме стоит, Багрово зарево зияет, Дым черный клубом вверх летит; Краснеет понт, ревет гром ярый, Ударам вслед звучат удары; Дрожит земля, дождь искр течет; Клокочут реки рдяной лавы, — О росс! таков твой образ славы. Что зрел под Измаилом свет! И после восхвалениях всех заслуг перед Отечеством поэт показывает нам отличительную особенность полководца: «в бедах твой весел зрак». Именно данное качество позволяло ему воодушевлять тех людей, которые шли за ним в бой. Именно такой подход к своему делу становился связующей ниточкой, объединяющей его с солдатами.

И в этом воодушевлении с ним рядом оказывается вдохновенный пастырь, который помогает ему в новом сражении. Не бард ли древний, исступленный, Волшебным их ведет жезлом? Нет! свыше пастырь вдохновенный Пред ними идет со крестом; Венцы нетленны обещает И кровь пролить благословляет За честь, за веру, за царя… Но какой образ полководца нельзя описать без его армии. Поэтому Державин немало места в своем поэтическом полотне отводит россам, которым приходится терпеть множество бед в этой схватке.

Поверглось, россы, все на вас! Зрю камни, ядра, вар и бревны, — Но чем герои устрашенны? Чем может отражен быть росс?.. Но как они могли отчаиваться, когда с ними рядом был человек, способный победить азиатский мир.

Поэт показывает нам великую личность через его дела и поступки, ведь только так он может представить полководческое искусство Суворова. Он сильны орды пхнул ногою, Края азийски потряслись; Упали царствы под рукою, Цари, царицы в плен влеклись; И победителей разитель, Монархий света разрушитель Простерся под его пятой: В Европе грады брал, тряс троны, Свергал царей, давал короны Могущею своей рукой. Но А. В. Суворов может не только свергать и завоевывать. Он наделен добродетелью, то есть все его победы носят не завоевательный, а освободительный характер.

О росс! твоя лишь добродетель Таких великих дел содетель… Но такое восхваление основано не только на личных симпатиях поэта, его слова могут подтвердить многие национальности, с которыми приходилось сталкиваться полководцу. Лишь ты, простря твои победы, Умел щедроты расточать: Поляк, турк, перс, прусс, хин и шведы Тому примеры могут дать. Со временем у поэта возникает новый повод для того, чтобы воспевать Суворова — это альпийский переход.

И в этот раз он настолько воодушевлен, что просит у музы лиру, чтобы рассказать о великом полководце. Державин приближает к себе героя, поэтому он передает через свои собственные впечатления все его заслуги. Так создается эффект присутствия и приближения. В результате у нас складывает ощущение, что мы находимся с поэтом в одной комнате, и он, как свидетель исторических событий, рассказывает нам Побед его плененный слухом, Лечу моим за ним я духом Чрез долы, холмы и леса; Зрю, близ меня зияют ады, Над мной шумящи водопады, Как бы склонились небеса. И мы видим, что А. В. Суворов никогда не ставил себя на ступень выше своих солдат, они были для него очень близкими людьми — друзьями. «Друзья! — он говорит, — известно, Что россам мужество совместно; Но нет теперь надежды вам.

Кто вере, чести друг неложно, Умреть иль победить здесь должно» — «Умрем!» — клик вторит по горам. Так суворовская армия составляет единый организм, способный остановить любую опасность. Но впереди непременно был сам полководец, который мужественно вел войска в бой. Это вдохновляет русского солдата.

И он сможет преодолеть все препятствия на своем пути: темные дебри, узкие тропы, снег, вихрь, град. Но вокруг такого небольшого войска сгущаются не только тучи. Ему противостоят вода и горы, то есть на каждом шагу подстерегает смерть.

Так, в портрет великого полководца добавляется новая черта, которая раскрывает секрет его побед. Это неуклонная вера, воинственный дух и труд, способный сломить противостояние даже такого неприступного врага, как перевал Сен-Готард. Русскому полководцу подчиняется сама природа. «Кто, кто, — вещают с удивленьем, — С такою смелостью, стремленьем, Прешел против — природы сил И вражьих тьмы попрал затворов? Кто больше нас?» — Твой блеск, Суворов! В этом стихотворении поэт отмечает тот факт, что все земли на которые ступал Суворов ему покорялись.

Он словно следовал заповеди Цезаря: «пришел, увидел, победил». И такое становится возможно тогда, когда человек воюет за общее благо. В свое повествование поэт вводит контрастные нотки для того, чтобы в очередной раз показать, что для военного человека на первом месте непременно стоит образ Родины, а потом уже медали и заслуги. Поэтому последние ни в коем случае не должны затмевать главного.

Полководец умел рассчитывать расстановку сил. Для него немаловажное место занимали солдаты, которые являлись главной опорой в любом сражении. Именно они сыскали славу нашему государству, которому начала дивиться даже Европа.

Конец своего произведения Г. Р. Державин посвящает тем, кто стремится в мирной жизни к деньгам, славе и богатству. Подобное описание в очередной раз подчеркивает то, что в военных походах Суворова не было корысти. Поэтому он освещен светом, в то время как другие находятся во тьме. Вы мните только быть богаты; Корысти чужд прямой герой. О, доблесть воинов избранных, Собравших лавры с тьмы побед, Бессмертной славой осиянных, Какой не видывал сей свет!

Так великие люди оставляют на этой земле более значимый след, чем праздно богатые. Они живут своими делами и подвигами, а иногда их образ запечатлевают в камне. Отныне горы ввек Альпийски Пребудут россов обелиски, Дымящи холмы — алтари.

Упоминание поэтом обелиска не является очередным восхвалением Суворову. Ему действительно на перевале Сен-Готард был поставлен в 1799 году памятник, скульптором которого был Д. Н. Тугаринов. Суворов является уникальной личностью, таким он предстает и в одах Державина.

В этом образе хорошо сочетается трезвая расчетливость, позволяющая сохранить армию, и мягкие черты характера, которые приближают к нему солдат. Г. Р. Державин оказался способен уловить самые важные штрихи его в портрете. Поэт старается показать нам заслуги великого полководца — все они преподнесены простым языком. Это делает Суворова не одическим рыцарем в сияющих доспехам, а простым русским полководцем, который своим делом подтверждает сложившуюся о нем славу. К себе в помощники Г. Р. Державин берет и природу, которая представлена такой же неистовой, как и дух русской армии, ее полководца.

А. В. Суворова на его пути поддерживает божественная сила и вера в победу. Все эти отдельные штрихи, разбросаны в нескольких стихотворениях Г. Р. Державина. Все они позволяют создать хоть и словесный, но весьма выразительный образ великого полководца и простого человека А. В. Суворова.




Исторические портреты в творчестве Г. Р. Державина