Исторический колорит и романтика приключений в произведении «Айвенго»

Цель: обобщить и систематизировать изученное о романе В. Скотта «Айвенго», повторить теоретические понятия «исторический роман», «панорама средневековой Англии»; развивать творческие навыки, поощрять стремление учеников к активной познавательной деятельности; воспитывать интерес к изучению литературы, формировать творческого читателя.

Ожидаемые результаты урока: после этого урока ученики смогут приводить примеры изображения панорамы жизни средневековой Англии в романе, обобщать материал с помощью приемов критического

мышления, составлять обобщающие схемы, находить расхождения между эпизодом произведения и его киноверсией, применять приобретенные знания для выполнения творческих задач, работать в парах и группах; у учеников возрастет интерес к изучению литературы.

Тип урока: урок обобщения изученного.

Оборудование: мультимедийное дополнение, иллюстративные материалы для викторины «Узнай героя», информационная гроздь к роману «Айвенго», видеофрагмент «Спасение Ребекки», афоризмы.

Когда мы читаем исторический роман В. Скотта, то словно делаемся современниками эпохи, гражданами стран, в которых происходят

события романа, — и получаем о них в виде живого созерцания более верное представление, чем то, которое могла бы нам дать какая угодно история. В. Белинский.

Ход урока.

І. Проверка выполнения домашней задачи.

Ученики, которые подготовили кроссворды, предлагают решить их своим соседям за партой после окончания работы проверяют, докладывают учителю и одноклассникам о сделанном.

Остальные ученики класса читают домашнее письменное высказывание на тему: «Какая из героинь произведения мне близка по духу?».

II. Сообщение темы, цели, задач урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы завершаем работу над романом В. Скотта «Айвенго». Впереди у нас написание творческой работы и тематическое оценивание знаний.

А сегодня в последний раз полистаем страницы произведения, вспомним героев романа, поработаем над творческими задачами, связанными, конечно, с произведением бессмертного В. Скотта. И надеюсь, что еще не раз позовут вас за собой герои романа в захватывающие приключения, на борьбу против зла.

III. Обобщение и систематизация понятий, их применение для объяснения новых фактов и для выполнения практических творческих задач.

1. Прием «Разминка».

Ученикам предлагается «узнать» героев романа, ассоциировать их с определенными растениями, выбор обосновать.

2. Составить сенкан к ключевому слову «Приключения».

Например: Приключения. Опасные, захватывающие. Показывают, проверяют, воспитывают.

Настоящее украшение романа «Айвенго». Романтика.

3. Составить «Информационную гроздь», которая охватила бы все аспекты романа «Айвенго».

4. Прием «Найди ошибку».

Методический комментарий: ученики просматривают фрагмент кинофильма, снятого по роману «Айвенго», находят отступление режиссера от хода событий в романе, ответ иллюстрируют цитатой из произведения.

5. Прием «Кому из героев романа могут принадлежать афоризмы?».

— Честь дороже жизни.

— Бесчестие на этом свете тяжелее надгробной плиты.

— Старайтесь исполнить свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу.

— Золото потеряло больше душ, чем железо — тел.

6. Прием «Создайте досье».

Методический комментарий: ученики вспоминают или разыскивают сведения о героях романа, имена которых не упоминались на уроках, данные записываются в тетради.

Аделаида де Монтемар — любимая Бриана де Буагильбера, во имя которой он осуществлял подвиги, а она тем временем вышла замуж за мелкого дворянина Ульрика.

7. Написать обет.

Девушкам — брачный обет леди Ровены, ребятам — обет, который мог дать Айвенго, отправляясь вместе с Ричардом І в крестовый поход.

8. Прием «Путешествие в будущее».

Задача для учеников: «отправьте» Айвенго в будущее, расскажите о его действиях. Фантазируя, ученики должны придерживаться идейного наполнения образа. Так, назначение образа Айвенго — показать важнейшую идею эпохи, идею национального единения и централизации власти монарха.

Седрик Сакс — патриот, сторонник старых порядков.

IV. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.

1. Прием «Вспомни — проанализируй — создай».

Методический комментарий: ученики получают задачу создать, работая в парах, обобщающие схемы, которые бы доказывали, что роман «Айвенго» — панорама средневековой Англии.

V. Домашняя задача.

1. Составить простой план характеристики образа Айвенго.

2. Читать роман А. Дюма «Граф Монте-Кристо», выделить наиболее интересные эпизоды для краткого пересказа.




Исторический колорит и романтика приключений в произведении «Айвенго»