Исторический романист Иван Иванович Лажечников

Из среды разночинцев 30-х годов вышел исторический романист, творчество которого резко отличалось от исторической прозы и драматургии М. Н. Загоскина и Н. В. Кукольника. В свете своего либерально-просветительского мировоззрения И. И. Лажечников стремился художественно раскрыть исторический процесс культурного развития России. В этом отношении показателен выбор писателем темы для первого исторического романа «Последний Новик» . Лажечников восхваляет царя-преобразователя, который пожелал «стать твердою ногою на берегу Балтийского

моря, чтобы сзывать в свое отечество богатство и просвещение Европы».

Лучший роман Лажечникова — «Ледяной дом» , в котором автор критически нарисовал времена «бироновщины» и опоэтизировал образ гражданина-патриота в лице А. П. Волынского, воспетого ранее К. Ф. Рылеевым. В своем третьем историческом романе, «Басурман» , Лажечников еще раз обращается к теме культурных связей России с Западной Европой, рисуя трагическую судьбу молодого врача Антонио Эренштейна, приехавшего в Россию по приглашению Ивана III. Ф. В. Булгарин в «Северной пчеле» критиковал роман Лажечникова, находя, что в нем «основатель

самодержавия на Руси изображен эгоистом».

В. Г. Белинский положительно оценил романы Лажечникова.

В своей исторической прозе Лажечников еще не овладел историзмом. Однако его романы не выпадают из общего процесса утверждения реализма в 30-е годы. В них больше исторической правды, чем в произведениях Загоскина.




Исторический романист Иван Иванович Лажечников