Историческое содержание комедии «Горя от ума»

Замысел «Горя от ума», по-видимому, возникает у Грибоедова в 1816 г. Непосредственно к работе над комедией драматург приступил позднее. Два акта написаны им во время пребывания на Кавказе в 1821 -1822 гг. В Петербурге осенью 1824 г. работа была закончена, но и в 1825 г., вплоть до своего возвращения из отпуска, писатель вносил в текст комедии отдельные поправки.

«Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно

совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Вместе с тем проблемы, поставленные в «Горе от ума», продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы. На первом плане в «Горе от ума» — барская Москва.

Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и «необозримые равнины», «все та же глушь и степь» широких просторов России, которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди самого различного общественного

положения: от Фамусова и Хлестовой, представителей московского барства, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос всей передовой России.

Содержание «Горя от ума» раскрывает прежде всего столкновение двух больших эпох русской жизни — «века нынешнего» и «века минувшего». В сознании передовых людей того времени историческим рубежом между ними была Отечественная война 1812 г.- пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. Отзвуки этих событий наполняют и «Горе от ума».

В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух политических лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостного строя в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком.

Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени. Фамусовским обществом Чацкий воспринимался в свете всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он — окаянный вольтерьянец, для княгини Тугоуховской — якобинец.

Фамусов с ужасом называет его карбонарием.

«Век минувший» является идеалом барского, фамусовского общества. «И награжденья брать и весело пожить» — в этих словах Молчалина, как и в фамусовском восхищении екатерининским вельможей и богачом Максимом Петровичем, выражен весь идеал фамусовского общества, его грубо эгоистическая философия жизни. В противовес ей Грибоедов в стихотворении «Прости, Отечество», восклицает: «Не наслажденье жизни цель…».

Фамусовское общество имеет свою идеологию, устоявшийся быт, свои, конечно, крепостнические, и все же проникнутые искренним убеждением в превосходстве взгляды. Уверенность, что иного образа жизни, иных жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влияния, быть не может у всякого здравомыслящего человека. Оно искренно не понимает, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек отправляется в деревню читать книги или увлекается химией. «Завиральные идеи» Чацкого облегчают распространение сплетни о его сумасшествии. Историческое содержание комедии существенно дополняется образом Молчалина.

Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от фамусовского общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и Лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он искренне уверен, что в маленьких, чинах «не должно сметь — Свое суждение иметь»

Молчалин Вырос в символ рабского молчания, к которому стремились приучить Россию сначала Аракчеев, а затем Николай I, неукоснительно проводивший в своей политике принцип «повиноваться, а не рассуждать и мнения свои держать при себе». Именно в его время скалозубовщина и молчалинство расцвели пышным цветом.

Характерен для барской Москвы того времени и никчемный Репетилов. Образ Репетилова в сопоставлении с образом Чацкого свидетельствует о глубоком понимании писателем того различия, которое существовало между действительно передовыми, свободомыслящими людьми русского общества его времени и той накипью московского клубного либерализма и политического приспособленчества, ярким воплощением которой являются Репетилов и другие участники «секретнейшего союза». Новые исторические веяния почувствовал Грибоедов в личности русской девушки. Его Софья также переживает свое «горе от ума». В ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями.

Она всегда искренна. «Что мне молва? Кто хочет, так и судит»,- говорит она. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой как княжны Тугоуховские. Чтение ею книг Фамусов называет «прихотью».

Действительно, тогда это было новостью для дворянской девушки. Софья в ужасе от того, что отец прочит ей в женихи Скалозуба, который «слова умного не выговорил сроду». Однако ей чужда и неприятна беспощадно логичная, острая мысль Чацкого.

Софья слишком полна «чувствительности». Она воспитывалась в век Карамзина и Жуковского. Ее идеал — робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца XVIII — начала XIX в. Отсюда идеализация ею Молчалина.

Образом Софьи Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена фамусовщиной, губящей все живое. Образ барской Москвы дан в комедии во всей своей конкретно-исторической полноте и рельефности.




Историческое содержание комедии «Горя от ума»