История создания произведений И. А. Бунина
История создания произведений И. А. Бунина — крупнейшего русского писателя-реалиста XX века, первого Нобелевского лауреата среди представителей русской литературы — четко делит его творчество на два периода. 1897-1920 г. — произведения, написанные в России. 1920-1953 г. — годы эмиграции, которые были отмечены большой творческой активностью писателя. Уникальность творческого пути Бунина состоит в том, что на протяжении шестидесяти лет оно сохранило единство идейноэстетических позиций писателя. В отличие от многих соотечественников,
Окружающую его эмигрантскую действительность Бунин не принимал, а в творчестве писатель углубляет и развивает темы и мотивы, характерные для произведений, написанных в России. Теперь
Изначально оказавшись рядом, они продолжали сосуществовать и далее, но если в ранний период поэзия вела за собой прозу, то в зрелом творчестве Бунин, прежде всего, прозаик, мастер рассказа и повести, великолепный стилист, в прозе которого ощущается мощное лирическое начало. Активно печататься Бунин начал со второй половины 1890-х г., когда переселился в Москву и сблизился со многими видными писателями. Именно Чехов высоко оценил творчество молодого автора: «Из него большой писатель выйдет»;. Самым ярким талантом своего поколения Бунина считал и Горький, печатавший большую часть его произведений того периода в возглавляемом им издательстве «Знание»;.
Вскоре заслуги Бунина в литературе были признаны широкой общественностью: в 1903 г. ему присудили Пушкинскую премию за поэтический сборник «Листопад»; и перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»;. В 1909 г. писатель был избран почетным академиком Российской академии наук по разряду изящной словесности. В дальнейшем творчество Бунина заслужило всемирное признание, свидетельством чему стала Нобелевская премия, присужденная ему в 1933 г. прежде всего за автобиографический роман «Жизнь Арсеньева»; , самое крупное произведение писателя, в котором ведущие философско-эмоциональные лейтмотивы бунинской прозы даны в ретроспективе. Шедевром позднего творчества Бунина стал сборник рассказов «Темные аллеи»; , также связанных с памятью о России, ее прошлом, и объединенных общей темой любви.
В последние годы писатель работал над книгами, посвященными писателям, ставшим для него главными духовными и творческими ориентирами в жизни. Это художественно-философский трактат «Освобождение Толстого»; и неоконченная книга «Чехов»;. Одним из последних слов писателя, обращенных к потомкам, стал рассказ «Бернар»;, который Бунин незадолго до смерти нашел среди своих старых произведений, исправил и сделал из него нечто вроде поэтического завещания, в котором отметил, что «заслужил право сказать о себе»; как о художнике, исполнившем «свой скромный долг»;. А последнее его стихотворение «Два венка»; рисует уже образ надвигающейся смерти: Жду нового венка — и помню, что сплетен Из мирта темного он будет: В чертоге гробовом, где вечный мрак и сон, Он навсегда чело мое остудит. Писателя не стало 7 ноября 1953 года.
Он был отпет в русской церкви в Париже при большом стечении людей и похоронен на знаменитом русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
История создания произведений И. А. Бунина