История создания романа «Мать»
От ницшеанских увлечений Горький пришел к идее «коллективного разума», способного, как он считал, интегрировать человечество, возвысить его, дать ему смысл существования в «религиозном, весь мир связующем значении труда». Торжество «коллективного разума» он нашел в идее социализма — самой популярной социальнополитической концепции того времени. Однако социализм Горького был тесно связан с его романтической философией Человека, с его пониманием трагедии Человека как центра мироздания, который страшно одинок во Вселенной
В социализме Горького проступали своеобразные религиозные черты.
Новый этап обозначила повесть «Мать» . В ней впервые возникает тема «богостроительства» . По словам исследователя, Горький пытается спасти религиозное чувство народа от вредного влияния церкви и вернуть его русским людям. Логика богостроительства, в общем, проста. «Бог умер» , но его необходимо возродить или «построить», опираясь на волю и разум народа. Надо внести в обезбоженный мир человеческий смысл, восполнив страшный «провал», где «со смертью Бога» обозначилась «пустота»,
Бог — это коллектив или — шире — народ, объединенные разумной волей и верой в «дальнее» торжество Человека.
Отсюда совсем иные задачи искусства, хотя слово «соцреализм» еще не названо. В глазах Горького искусство как бы утрачивает светский характер и вновь возвращается в специфически церковное русло, только «церковью» теперь становится революционная партия. Горький понимал, что «Мать» — не самое сильное его произведение, но оправдывал его тем, что оно «нужно», «полезно» для революции и социализма.
В повести «Мать» возникает тема «истинного христианства». Павел Власов и «товарищи» — «истинные» ученики Христа, пришедшие взамен мнимых. Это в конце концов понимает глубоко верующая в Христа Пелагея Ниловна.
Во многом это и сближает мать с «детьми» и приводит к согласию с революцией.
История создания романа «Мать»