История создания романа Титан идея и значение

Второй роман трилогии — «Титан» — увидел свет в мае 1914 года. Его публикация неожиданно натолкнулась на большие трудности. Дело в том, что издательство «Харпере» в самый последний момент отказалось распространять уже отпечатанный первый тираж романа.

Поводом к такому повороту событий послужило утверждение владельцев издательства, что «реализм романа — слишком бескомпромиссный».

В издательских кругах Нью-Йорка сложилось мнение, что Драйзер излишне выпячивает моральную нечистоплотность Каупервуда и тем самым

якобы бросает тень на всех крупных американских финансистов. Издательские деятели опасались, что публикация «Титана» приведет в ярость капиталистов, контролирующих многие издательские фирмы. Поэтому попытки писателя и его друзей пристроить книгу в одном из американских издательств закончились безрезультатно.

В конечном итоге право на выпуск романа приобрело нью-йоркское отделение английского издательства «Джон Лейн компании, которое и выпустило его в свет.

«Титан» не принес его автору ни денег, ни славы. Официозная критика отмечала отдельные достоинства книги, но в целом характеризовала ее

как «необычайно нудную», страдающую отсутствием «благоразумия, сдержанности, хорошего вкуса», как «унылую и отталкивающую». Рассказанная в книге история объявлялась «нереальной», ее герой — «надуманным», а сам автор — «лишенным чувства морали». Рецензия в газете «Джоурнал» называлась «Мастер безнравственности», а в газете «Индепендент» — «Поражение успеха».

Конечно, подобные отзывы печати никак не способствовали успеху книги.

На Драйзера небезуспешно пытались нацепить ярлык мрачного, недовольного жизнью субъекта, пытающегося развратить богобоязненное американское общество. Бостонская вечерняя газета «Транскрипт» призывала своих читателей найти в своем лексиконе те… неприличные слова, которые, по их мнению, лучше всего охарактеризуют и героя романа, и его автора.

Среди тех, кто безоговорочно хвалил новую книгу Драйзера, был Генри Менкен. «Поверьте мне, — писал он Драйзеру, это лучшая вещь, которую вы когда-либо создали, за возможным исключением «Дженни Герхардт», и то ее преимущество заключается лишь в большем эмоциональном обаянии. «Дженни» более пикантна, но «Титан» лучше написан… Ваш стиль стал более лапидарным, более преисполненным драматизма, более изящным. Короче говоря, вы сочетаете изящество стиля с увлекательностью изложения».

Конечно, мнение такого маститого критика, как Г. Менкен, значило многое, однако и оно не могло перетянуть чашу весов общественного мнения в пользу романа. Для сильных мира сего, для всех тех, кто пытался не допустить выпуска романа в свет, Драйзер, по свидетельству одного американского литератора, являлся «огромнейшим черным волком, который пытается превратить этот мир в угрозу их чувствам, совратить их юных отпрысков, помешать их карьерам в роли послов… Короче говоря, были сотни -^ даже сотни тысяч! — причин, по которым писания Драйзера являлись для них костью в горле».

«Трилогия желания» хорошо известна советским читателям. В ней Драйзер показал механизм создания миллионных состояний, раскрыл перед всем миром неприглядную сущность капиталистической действительности, являющейся по существу миром наживы и чистогана, миром жестокости и лицемерия, миром невежества и ханжества. С глубокой убедительностью писатель сумел обнажить хищническую сущность американского большого бизнеса, который, по словам его современника Финли П. Данна, невозможно «отличить от большого убийства».

Вместе с тем в своих романах Драйзер сумел показать бесперспективность усилий капиталистических хищников, их классовую обреченность. Вся бурная деятельность, все авантюры финансиста, титана и стоика Фрэнка Каупервуда ничего не дают ни лично ему, ни его наследникам. Конечная бесплодность усилий миллионера подчеркивает трагичность его образа. На ложе смерти Каупервуд понимает, что истинные ценности жизни оказались недоступными ему и что все его кажущееся богатство — не больше, чем иллюзия.

И действительно, после смерти миллионера созданная им финансовая империя рушится, словно карточный домик.

Весьма холодный прием, оказанный американской читающей публикой и «Финансисту» и «Титану», существенно повлиял на творческие планы Драйзера. Он на долгие годы откладывает работу над третьей, завершающей частью трилогии, а сам возобновляет работу над романом «Гений». Здесь в центре внимания писателя проблема становления и утверждения крупного художника — реалиста. Писатель был своим человеком среди нью-йоркских художников, дружил со многими из них.

Ему были близки искания новаторов из школы «живописцев-мусорщиков», он восхищался работами членов группы «Восьмерка», организатором которой был хорошо известный ему Роберт Генри. Его друзьями были художники Вильям Зоннтаг, Джордж Лаке, Вильям Глэккенс, Эверетт Шинн. Он хорошо знал многих людей искусства — артистов, музыкантов, литераторов, певцов.

Поэтому идея написать роман о художнике была для Драйзера отнюдь не случайной, а зиждилась на его личном общении со многими из них, на его прекрасном понимании устремлений и чаяний людей искусства, на его доскональном знании тех трудностей, которые неизменно ожидали их на пути вверх.

Источники:

    Драйзер Теодор Дженни Герхардт: Роман. Пер. с англ. /Послесл. С. Иванько.- М.: Худож. лит., 1982.- 269 с. .

Аннотация: Героиня романа американского писателя Теодора Драйзера «Дженни Герхардт» — девушка из народа, которая, соприкоснувшись с миром капитaалистических хищников, сумела все же сохранить высокую духовную чистоту, бескорыстную любовь к добру, стремление к самопожертвованию. Т. Драйзер противопоставляет мир простых людей и так называемое «высшее общество» Америки начала XX века, реалистическому показу которого посвящены многие страницы романа.




История создания романа Титан идея и значение