История возникновения новелл
В новеллах В. И. Панаева «Отеческое наказание», А. П. Степанова «Прихоть», А. А. Шаховского «Нечаянная свадьба» нет ни подлинных, ни мнимых мертвецов, ни плутов-подьячих, ни экзотики неведомых стран или времен. Действие здесь погружено в атмосферу светской повседневности. Но выясняется, что и в повседневной жизни может таиться не меньше захватывающих неожиданностей.
В хозяйском кабинете помещичьей усадьбы, в венецианской гостиной светской дамы героев подстерегают свои «привидения», но уже не в виде воскреснувших мертвецов
Ведь именно «Отеческое наказание» Панаева послужило Пушкину одним из сюжетных источников «Метели». А новелла Степанова,
Конечно, ни Панаеву, ни Степанову, ни даже Шаховскому, с их пристрастием к мелодраматическим эффектам и романтическим положениям, не суждено было подняться над уровнем наивного художественного сознания, как это сделал Пушкин, отделив свой голос от голоса простодушного рассказчика Ивана Петровича Белкина. Но и эта массовая, «белкинская» беллетристика, разрушая жизненные стереотипы в читательском сознании, способствовала формированию новой художественной эстетики.
Разной была литературная репутация авторов, представленных в нашем сборнике. Различны по художественному достоинству и их новеллы. Но все они, подчиняясь закону жанра, волей-неволей открывали в жизни «новость», разбивая читательскую веру в очевидную доступность истины. Пройдет столетие, и А. Н. Толстой скажет: «Новелла — труднейшая форма искусства… Архитектонически новелла должна быть построена с запятой и «но».
Вот это «но» и стало препятствием на пути, по которому хотел направить искусство знаменитый пушкинский Сальери: «Поверил / Я алгеброй гармонию».
А, как известно, «Провидение не алгебра»…
Источники:
- Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII — начала XIX в./Сост., авторы предисл., очерков и коммент. Е. Дмитриева и С. Сапожков; Худож. Е. Мешков и В. Соловьев.- М.: Дет. лит., 1991.- 270 с
Аннотация:
В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.
История возникновения новелл