Историзм и реализм романа «Евгений Онегин»

В книге о романе «Евгений Онегин» Н. Л. Бродский обстоятельно раскрывает поистине энциклопедическую насыщенность пушкинского романа всевозможными намеками, реминисценциями и прямыми указаниями на реальные исторические факты русской общественной жизни в период с 1812 по 1825 г. Так, излагая споры Онегина с Ленским, Пушкин включает в роман «картину тех горячих споров, которые велись в Каменке, в декабристской среде, которые он сам вел с крупнейшими деятелями общественного движения…».

В X главе дана, по отзыву Вяземского, «славная

хроника» возникновения движения декабристов, раскрывается история заговора декабристов с характеристикой как Северного, так и Южного общества. В X главе романа Пушкин выступил как первый историк движения декабристов. Реализм романа «Евгений Онегин» проявился в универсальном изображении человека, всех сторон его внутреннего мира, его интеллектуальной, психологической и нравственной жизни. Общественная жизнь, социальная среда и внутренний мир человека изображены и «Евгении Онегине» в их взаимных связях и в удивительно гармонической пропорциональности. Пушкин передает психологические переживания
героев романа, но без углубления в психологический анализ.

В меру необходимости освещает он духовный мир своих героев, умственную жизнь эпохи. Вместе с тем Пушкин показывает человека в развитии, не статично, а в движении, в процессе его жизни, и притом как продукт определенной общественной среды, Как социально обусловленного, конкретно-исторического человека.

Изображать быт считалось делом третьестепенным во времена и классицизма и романтизма. Пушкин щедро рисует картины быта и нравов, но все же бытовизм у него не является преобладающим элементом изображения, как в «Мертвых душах» Гоголя.

Особенно большое внимание при обрисовке типов современного ему общества Пушкин уделяет таким факторам их развития, как воспитание, просвещение. Он подробно рассказывает, как Онегин воспитывался, что он читал, каковы источники романтизма Ленского и т. д. Пушкин в своих философских взглядах был близок к просветительству и придавал особенное значение воспитанию человека, просвещению, развитию идей, характеристике нравов. Вместе с тем в «Евгении Онегине» нет и тени просветительского рационализма, отвлеченности, идеализации в изображении человека, что присуще западноевропейскому реализму XVIII в. Пушкин очень точен в воссоздании исторического облика эпохи, в передаче тех или иных исторических, даже экономических деталей.

Маркс воспользовался одной из них, заметив: «В поэме Пушкина отец героя никак не может понять, что товар — деньги. Но что деньги — товар, это русские поняли уже давно…».

Пушкин стремится к объективности изображения жизни. В кавказском пленнике он хотел воплотить свой собственный характер. В ходе работы над «Евгением Онегиным» Пушкин преодолевает этот субъективно-романтический, или, как определял его сам поэт, байронический, способ изображения и стремится к созданию общественных типов. Жизнь персонажей романа течет в соответствии с их характерами, средой, типическими обстоятельствами.

Вместе с тем в лиризме, пронизывающем весь роман, проявляется горячая заинтересованность поэта в том, что происходит в жизни, как складываются судьбы его героев.

Личность самого Пушкина особенно ярко выявляется в знаменитых лирических отступлениях романа. Эти лирические отступления посвящены раздумьям поэта о жизни, воспоминаниям, литературным спорам, наконец, оценкам того, что он изображает в романе. Пушкин упоминает в романе о целом ряде лиц, чем-либо поразивших его или являвшихся его друзьями, деятелями того времени,- Чаадаеве, Дельвиге, Баратынском, Вяземском, напоминая и о далеком и о недавнем прошлом — Наполеоне, Руссо, Вольтере, Байроне и др.

Лирические отступления, по существу, представляют собой публицистику романа, они, однако, не задерживают его свободного течения. Композиция «Евгения Онегина» с его постепенно развертывающимся действием, с биографическими и историческими экскурсами, со строгой мотивированностью происходящих в нем событий создает основу композиции русского реалистического романа XIX в.

Все предшествующие достижения пушкинского стиха синтезированы в необыкновенно богатой строфике, ритмике и мелодике стихотворного романа Пушкина. Поэт изобретает для «Евгения Онегина» специальную строфу, состоящую из 14 стихов, рифмующихся по определенной схеме. Но принятая Пушкиным композиция строф не мешает бесконечному разнообразию оригинальных рифм и ритмических вариаций четырехстопного ямба, которым написан роман.

Стих Пушкина нередко самой своей мелодией сливается с содержанием образов, создаваемых поэтом. Пушкин прибегает и к звукописи, подчеркивая детали художественного образа самим звучанием слова:

Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромном зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы…

Художественная манера Пушкина в «Евгении Онегине» точность в описании, гармоничность частей, ясность мотивировок. 11ушкин не прибегает ни к каким нарочитым эффектам, к чему любили прибегать романтики. Даже в изображении таких сцен, как дуэль, нет и тени мелодраматизма. Пушкин не впадает и в чувст-иительность, присущую сентиментализму.

Вместе с тем необычайно разнообразны эмоциональные тона романа — от сожаления до гнева, от добродушной улыбки до горькой иронии и сатирических интонаций. Но преобладающий тон романа — грусть, светлая печаль, говоря словами самого автора.

Этой светлой печалью проникнут роман. Она не повергает читателя в отчаяние, не порождает безысходной тоски, не отвращает его от жизни. Как ни трагична, как ни печально складываются судьбы героев, роман исполнен веры в жизнь, в человека, и будущее.

Глубокий анализ романа «Евгений Онегин» дал в своих гениальных статьях о Пушкине Белинский. «Онегин» — в высшей степени оригинальное и национально-русское произведение. Вместе с современным ему гениальным творением Грибоедова «Горе от ума» стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе…- писал великий критик. — Оба эти произведения были школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь. Без «Онегина» был бы невозможен «Герой Нашего времени», так же как без «Онегина» и «Горе от ума» не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины».




Историзм и реализм романа «Евгений Онегин»