Иван Драч о роли искусства и литературы

Знакомясь на протяжении учебы в школе с поэзией разных художников зарубежной и нашей литературы, я сам для себя выдумал интересную и полезную игру, которая помогает проверить, насколько я понял и постиг поэтический мир того или другого художника. Прочитав все предложенные стихотворения, я пытаюсь охарактеризовать творчество писателя каким-то одним словом, одним эпитетом. Этот эпитет должен быть метким и таким, чтобы сразу при произнесении этого признака в сознании появлялось определенное ощущение, обобщенное впечатление, от прочитанного.

Иногда

такое слово подбирается долго, иногда появляется постепенно, вертится, как говорят, на языке, будто просветляется…

Я так привык к этой игре, что те эпитеты, которые однажды подобрал к поэтическому творчеству художника, потом долго ассоциируются только с ней. Когда я знакомился с творчеством Ивана Драча, слово-характеристика подобралось само собой, выплеснулось, как протуберанец из ткани стихотворений. «Поэзия Ивана Драча какая? — спрашиваю сам себя и сам себе отвечаю. — Поэзия Ивана Драча это… солнечно!» И в действительности, поэзия Ивана Драча — это солнечно. Это и солнечное тепло описаний

простой жизни простых людей, мудрости и душевности крестьян, тружеников; и светлая солнечная нежность любви, солнечный жар страсти; и неугасимый безжалостный огонь, когда идет речь о горе людей, о войнах или о несправедливости. Первое, что замечаем в поэзиях Ивана Драча — новые грани, нетрадиционные, сложные.

Художник не ограничивается примитивом, бытовым, даже описывая бытовые сцены, понятия использует по-настоящему глобальные, величественные, небудничные.

Постоянно сопровождают поэтические строки И. Драча описания явлений природы, неба, звезд, космоса и солнца, во всем его величии. Поэт очень серьезно относится к поэтическому творчеству, это мы чувствуем в каждой строке, потому что нет пустых слов «для рифмы», каждое слово острое и взвешенное, каждое доверху наполнено содержанием и образностью, каждое на своем месте. Свои взгляды на поэзию выразил Иван Драч и в произведениях: «Наш бог — поэзия», — пишет художник, сравнивая искусство слова с птицей, жаровой птицей и Фениксом, в то же время. Иван Драч был или не первым, кто писал о новейших веяниях эпохи, о самых острых, самых актуальных темах: «Баллада о кибернетическом соборе», «Баллада ДНК-дезоксирибонуклеиновой кислоте» и другие произведения.

Соответственно, еще в 70-ые годы поэт предупреждал человечество, что технический прогресс может быть опасен, он может навредить и человеку, и природе… Трагедию Чернобыля Иван Драч отобразил в поэме «Чернобыльская Мадонна». Стихотворения же Драча преисполнены трепетной любви к природе, часто картины природы созвучны чувством поэта. Например, в таких строках:

Одень меня в ночь, одень меня в тучи синие И дыхни надо мной легким лебединым крылом. Пахнут росы и руки. Пахнут думы твои дети. В сердце плавают лебеди.

Сонно пахнет весло.

В целом Иван Драч является настоящим новатором в лирике своего времени: он выражает чувство искренне, как и многие из поэтов, но любовь в произведениях И. Драча совмещает черты духовного, святого чувства и черты земных страстей, полностью земного влеченья людей, друг к другу… В любом случае поэт предоставляет любви большое значение, значение чувства, которое дает силы человеку, приносит в ее душу свет…

Научиться человек может Строения самые величественные сооружать Космические корабли самые лучшие Лодки подводные атомные. Когда же он любить не научится Все же дикарем останется, и — ничего.

Эпоха молодости Ивана Драча была несколько похожа на нашу: люди были сориентированы на технический прогресс, увлечены достижениями ума и науки… Иван Драч не чуждался научных открытий, следил за продвижением технического прогресса, даже создавал стихотворения на эту тему, но вместе с тем пытался кое-как отвлечь внимание людей от техники и заставить их посмотреть на солнце, на яркое и вечное солнце искусства, на яркое и вечное солнце настоящих, искренних человеческих чувств, которые существовали и будут существовать, невзирая на технические достижения, потому что является вечными, как мир, как Вселенная, вечными как…солнце!




Иван Драч о роли искусства и литературы