Изложение монолога Гамлета: Быть или не быть

И мрачный Эльсинор превращается в поле боя. Принц не может выступить с открытым забралом. Как изобличить торжествующую ложь? Кто поверит Гамлету?

Кто встанет с ним рядом? У него есть друг — бедный студент Горацио; Гамлету сочувствуют молодые офицеры Бернардо и Марцелл, солдат Франциско, но это лишь горсточка верных и честных людей, а в руках противника власть, могущество, королевский титул. Убийца и предатель, «шут на троне», Клавдий носит маску благожелательности и доброты. Как сорвать с него эту личину? И как вступить в борьбу, оставаясь

неуязвимым?

И Гамлет также надевает на себя маску:, он прикидывается безумным. Глухая борьба. Противники пока еще не открывают решительных действий, они испытывают один другого. В этом испытании обостряется проницательность Гамлета.

Все яснее видит он червоточину в людских душах. И больнее всего, когда те, в кого он верил, оказываются во враждебном лагере.

Девушка, которую он любил, становится, помимо воли, орудием врагов датского принца. Офелия любит Гамлета, но, послушная дочь царедворца Полония, она открывает отцу все свои сердечные тайны, слепо верит ему и. беспрекословно повинуется. Полоний желает

всяческого добра своим детям — Офелии и Лаэрту.

Но в чем он видит добро? Во внешнем благополучии, в теплом местечке, в придворной карьере. Всю жизнь Полоний провел в атмосфере дворцовых интриг, подслушивал, подсматривал, льстил, наушничал, лицемерил и считает вполне естественным, что дети его пойдут теми же испытанными путями. Полоний глубокомысленно потирает руки, воображая, что разгадал причину странного поведения Гамлета:

«Здесь явный взрыв любовного безумья!» — восклицает он и бежит к королю сообщить о своем открытии. Вместе с королем они будут подслушивать разговор Гамлета с Офелией, а дочери Полоний приказывает обязательно подстроить встречу и беседу с принцем: Гуляй в уединенье. Все мы так Святым лицом и внешним благочестьем И черта самого обсахарим…

Гамлет угадывает, что они подосланы королем, он видит их насквозь, но от этого ему не легче, а еще больнее. Все безотраднее становится его взгляд на жизнь. Ему кажется, что весь мир — тюрьма, а Дания, его родина,»-одно из самых мрачных подземелий.

Все тяжелее давит на его плечи бремя клятвы. Принц упрекает себя в излишней медлительности:

Я сын убитого. Мне небо Сказало: встань и отомсти. А я, Я изощряюсь в жалких восклицаньях И сквернословьем душу отвожу.

Решимость к действию борется с сомнением. Долг мести отодвигается, тускнеет перед глубочайшими вопросами о судьбах века, о смысле жизни, которые встают перед Гамлетом во всю ширь:

Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Смиряться под ударами судьбы Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым морем бед Покончить с ними разом. Умереть. Забыться И знать, что этим обрываешь цепь Сердечных мук и тысячи лишений, Присущих телу

Быть: Для Гамлета это значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но чем зрелее его мысль, чем глубже он познает людей и жизнь, тем яснее видит торжествующее зло и сознает, что бессилен сокрушить его своей’ одинокой борьбой. Разлад с миром сопровождается внутренним разладом. Былая вера Гамлета в человека, прежние его идеалы сокрушены, надломлены в столкновении о реальностью, но он не может отрешиться от них до конца, иначе бы он перестал быть самим собой. Гамлет — человек феодального мира, призванный существующим кодексом чести отомстить за смерть отца, становится в жестокий конфликт е Гамлетом, поднявшимся над своим временем; Гамлет, стремящийся к цельности, переживает муки раздвоения; Гамлет, восстающий против мира-тюрьмы, чувствует на себе его оковы.

Все это рождает непереносимую скорбь, душевную боль, сомнения. Не лучше ли разом покончить со всеми страданиями? Уйти.

Умереть.




Изложение монолога Гамлета: Быть или не быть