Изложение П. Н. Долженков — «На дне»
Многое из того, под чем Горький мог бы поставить свою подпись, говорит в монологах Сатин. Но равен ли этот персонаж пьесы своей проповеди о Человеке?
Монологи Сатина отделяются от его образа, как бы выносятся за скобки; он оговаривается по их поводу: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?» Вспомним, что Горький писал о том, что, кроме Сатина, в пьесе сказать все это просто некому. Парадоксально то, что правду воспевает не кто иной, как… шулер — человек, живущий ложью. Все это заставляет
И тут сразу же обнаруживается принципиальное несогласие Горького с Сатиным. «Смысл жизни — вижу в творчестве…» — утверждает Горький. Сатин советует Клещу: «Ничего не делай! Просто — обременяй землю!..» Просто «обременяет землю» прежде всего сам Сатин.
Несомненна и уже не раз отмечалась связь образа Сатина с рядом героев произведений раннего Горького. Эти герои, сильные духом, свободные люди, презрительно отворачивались от человеческого общества с его серостыо, грязью, мелкой суетой, они отвергали убогие ценности этого общества.
Такого рода уход из общества людей был принципом их существования. Похож на них и Сатин. Он барственно равнодушен к людям, страшная фраза после самоубийства Актера: «Эх… испортил песню.. .дур-рак!» — принадлежит ему.
Сатин проповедует презрение к нравственным ценностям: «А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести…» — повторяет его слова Пепел, а затем Сатин, сам убийца, пытается внушить Пеплу мысль об убийстве Костылева.
Работать — единственная возможность для ночлежников честным путем добывать себе пропитание. Работу отвергает Сатин. И каждый раз он иезуитски прикрывает свое разлагающее влияние на сожителей высокой фразой: «Работать?
Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек — выше!
Человек — выше сытости!..»; «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… честь-совесть богатым нужна, да!» Возможно, он не зря шулер, отуманивая людей громкой фразой, он подсовывает им оправдание аморальности.
Сам Сатин — человек сильный, имеющий хотя бы начатки образования, мог бы если и не выбраться со «дна», то, по крайней мере, жить на честно зарабатываемые средства. Он этой возможностью пренебрегает и сознательно выбирает преступную деятельность. Сатин, как и ранние герои Горького, добровольно уходит на «дно» из человеческого общества.
Ставя в центр своей философии понятие «свободный человек», доводимое до крайности: «свободный от всего», — он становится идеологом «дна», то есть утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.
Изложение П. Н. Долженков — «На дне»